Людям на радость

Продолжая рассказ о писателях Рыбницкого отделения Союза писателей Приднестровья, хочу поведать читателям газеты «Новости» о легендарной, лично знавшей Иосифа Бродского, общавшейся с Анной Ахматовой и имеющей свой лирический голос, поэтессе.

Идия Фёдоровна Урсатий родилась в селе Завьялово Алтайского края. Училась в Бийске, Ломоносове (г. Ленинград), Могилёве, Омске. Трудилась в Бийске, в Стрельне (г. Ленинград), в Сары-Озеке (Казахстан) медиком, учителем, библиотекарем, корреспондентом на радио, инспектором ИДН.
Родившись на Алтае, своей второй родиной она считает Приднестровье, потому что отец был родом из села Ержово. С детства Ида Шевцова приезжала в наш край, жила и в Рыбнице, и в Ержово, сроднилась с природой, полюбила эту благодатную солнечную землю. В Приднестровье по сей день живут её дочь, внуки и правнуки. Потому так узнаваемы каждому приднестровцу в творчестве И.Ф. Шевцовой холмы, речки, природные красоты и людские судьбы.
Идия Фёдоровна – поэт и прозаик, член МСПС, член Союза писателей Приднестровья, член Союза писателей России, член-корреспондент Академии поэзии г. Москвы, председатель Международной секции клуба шукшинистов. Автор проекта альманаха «Сверстнику», руководитель профессиональной поэтической студии «Ветка сирени», солистка Академической Народной капеллы г. Бийска, лауреат нескольких литературных премий. И активный, нестареющий, умеющий преодолеть любые преграды пропагандист русского литературного слова, человек, стоящий у истоков организации Рыбницкого отделения Союза писателей Приднестровья.
Вот воспоминания Идии Фёдоровны о времени становления СП: «Мы тогда все помогали друг другу и утверждали литературу ПМР, в частности Рыбницкого отделения. Клавдия Трескова много занималась издательской деятельностью. Она и Валентин Ткачёв поддержали мою идею возродить литературные занятия при редакции газеты. Смелость города берёт – и нам пошли навстречу редактор «Новостей» и редактор «Доброго дня». Помню, лично со всеми встречалась (я доходила с этим вопросом до Сигала), беседовала о значении присутствия в городе литературного объединения – часто бывает так, что к чужим лучше прислушиваются, а я была человеком приезжим. Словом, начались занятия при активном участии ядра способных и талантливых рыбничан. Важную роль в этих встречах играли Валентин Ткачёв, Клавдия Трескова, Воложанин, Сыроватко, Ловицкий, Медынский, Чернолев, Татьяна Карабет и Анатолий Дрожжин…. Много сделал в оформлении, изданных в те годы книг Саша Загородний».
К сожалению, многих из тех, кого добрым словом вспоминает Идия Фёдоровна, уже нет с нами. И того, почти советского, верящего в «перестройку» и в «лучшую жизнь», мира тоже нет. Всё изменилось. Дружба народов, не выдержав испытания временем, обернулась кризисами и войнами, а памятники великих русских классиков литературы нынче сбрасываются с пьедесталов недавними почитателями. Против таких страшных и недостойных цивилизованного человека перемен продолжает выступать Идия Фёдоровна. Она, как и в далёкие девяностые, говорит о дружбе народов, о всепобеждающей силе искусства, о значении художественного слова в воспитании подрастающего поколения.
Подготавливая этот материал, прочла я в предисловии к книге И. Шевцовой «Восхода красная метель» (2000 г.) такие строки: «Нынче мало сподвижников-энтузиастов, готовых по собственной инициативе идти в школы, на предприятия, в библиотеки и пропагандировать о других землях, народах, а также больше о творчестве других авторов, нежели своём. В каждой очередной книге Идии Шевцовой, что выходит в России, идёт разговор о содружестве, представляются имена приднестровских поэтов, проводится дебют новых имён».
Идия Фёдоровна была и остаётся истинным ценителем и пропагандистом русской литературы. Не зря же признанный классик Приднестровья, великолепный поэт и суровый критик Валентин Ткачёв ещё в 90-х годах минувшего века называл Шевцову «Апостол русской литературы».
Глубокая и искренняя любовь Идии Фёдоровны к слову помогает ей не только в поиске и продвижении новых имён, но и в собственном творчестве.
Вот что пишет об этом сама И.Ф. Шевцова: «Пришла я в литературу, как и все… писала для себя с детства, потом для стенной газеты, потом влюбилась и пошли стихи о любви, потом о стране, о природе, о Шукшине, и понеслось… Серьёзно мои наработки воспринял Иван Меликов, бийчанин, ветеран ВОВ, журналист СССР. Немного позже заметил Валентин Ткачёв, давший мне рекомендацию вместе с Виталием Пищенко в СП ПМР и потом России. ..Удостоверение выдавала Москва на бланке СП СССР… Оно хранится, как и другие, в госархиве Бийска. Всё очень просто – я всегда любила сочинять и придумывать свои образы, свой слог мышления и письма… Мы все индивидуумы, у каждого своё СЛОВО, прошедшее через осмысление окружающего мира и внутренних чувств – всё пропущено через себя… В книге поэзии «Глядящая на солнце» вся моя биография чувств и судьбы моей… Хотя стихов о любви ещё тьма неопубликованных… (как у всех)… Планы и задумки зависят как от внешнего мира, так и от внутреннего духовного состояния… Сейчас, тем более в мои годы, загадывать и далеко планировать НЕЛЬЗЯ… Бери прожитый день и ваяй его себе на здоровье и людям на радость!»

Рыбница
Рыбницу помню зимнюю
с бесснежными тротуарами,
но в лёгком деревья инее…
Каштаны – тяжёлыми арками
там, где типография в центре –
есть барельеф поэта,
что разбросал по свету
осколки поэзии – цедру
душу щемящих слов…
Рыбницу знаю весеннюю –
цветут, что кудри Есенина,
сады в окружении солнца,
и всё-то от света ломится!
Я ведаю летнюю Рыбницу,
где в парках щебечут дети,
фонтаны играют, что ветви
берёзок сибирских у житницы…
А осенью Рыбница полнится,
что сердце любовью, плодами –
и ей, как прекрасной даме,
мой голос поющий помнится.

        ХХХ

Годы не стоит скрывать:
Ими надо гордиться –
Возраст вложила мать,
Отец обозначил лица.
Крылья душе, что птице,
Бог нам подарил!

         ХХХ

О любви на Днестре говорить
можно долго и нежно,
можно здесь и судьбу заварить,
отказаться от жизни прежней…
Всё – и небо, и речка здесь чистое,
словно помыслы Господа Бога,
и деревьев складные листья
затеняют от солнца дорогу –
и свежо, и легко, и зернисто,
даже холмы прозрачны,
не призрачны и таинственные лица.
М. СЫЧЁВА, председатель Рыбницкого отделения Союза писателей ПМР.