Слава о них вечна, память о них бесценна

Освобождение Рыбницы 30 марта 1944 года стало одним из значимых финальных эпизодов грандиозной Уманско-Ботошанской операции, в результате которой Красная Армия вышла на государственную границу СССР. В боях за освобождение Рыбницы и района, по данным Рыбницкого музея Боевой славы, погибли несколько сотен советских солдат.

Город был важной стратегической точкой – через Днестр здесь проходила железная и шоссейные дороги, его захват давал возможность быстрого прорыва в Бессарабию. Именно поэтому немцы стремились удержать Рыбницу любой ценой, ведь ее потеря грозила серьезными последствиями для всей германо-румынской группы войск под Одессой. Поэтому в середине марта 1944 года, когда стало очевидно, что удержать стремительную Красную Армию на реке Южный Буг не получится, немцы попытались укрепиться в северных районах Приднестровья. Между тем неожиданное поражение немцев под Ямполем (севернее Каменки) 18 марта серьезно ухудшило их положение. Именно отсюда начался первый бросок советских частей к Рыбнице.
… Позади остались последние метры украинской земли. 41-я гвардейская стрелковая дивизия уверенно наступала, освобождая один за другим населенные пункты Молдавии.
Из воспоминаний участника освобождения г. Рыбницы и Рыбницкого района гвардии капитана 41-й гвардейской стрелковой дивизии Алексея Трофимовича Довбни: «К Белочам мы подошли утром 24 марта 1944 года. Село это расположено в балке между высокими холмами, с северо-восточной стороны – лес. Это позволило фашистам хорошо укрепиться. Воинам 122-го гвардейского стрелкового полка под командованием гвардии подполковника Н.И. Климова пришлось сражаться буквально за каждый пятачок земли. Только к вечеру удалось выбить противника из села. Наш полк продолжал наступление на Большой Молокиш, Ержово, а другие полки – на Плоть, Красненькое. Фашисты цеплялись за каждый холм, лесопосадку. Большим препятствием для продвижения наших войск была и непролазная грязь, из-за чего артиллерия, обозы с боеприпасами и продовольствием отстали на многие километры. Мы испытывали острый недостаток в боеприпасах, технике и продовольствии. И все же упорно продвигались вперед.
25-26 марта дивизия вплотную подошла к Рыбнице. Но фашисты, укрепившись на холмах восточнее и северо-восточнее города, оказывали отчаянное сопротивление. Они выставили в ряд «тигры», впереди окопалась пехота. Сбить их оттуда было не так-то просто. Бои длились несколько дней. Немцы бросали против нас эсэсовские части, танки, авиацию. Много раз бои переходили в рукопашные схватки. И советские воины проявляли непоколебимую стойкость, мужество, умело преодолевали сопротивление врага, который все-таки отступил.
29 марта утром вновь разгорелся жестокий бой. Шла атака за атакой. Советские воины проявляли исключительный героизм и мужество в бою. Много фашистов было уничтожено, но и наших немало полегло. В результате боя мы немного продвинулись к городу, но Рыбница еще оставалась в руках врага.
В ночь с 29 на 30 марта командование 41-й дивизии под руководством генерал-майора К.Н. Цветкова произвело перегруппировку частей, а утром 30-го наша артиллерия стала усиленно прорывать вражескую оборону. Впереди боевых порядков пехоты стоял сплошной вал огня. Все заволокло дымом. С криком «Ура!» пехотинцы ворвались в окопы врага. Завязалась рукопашная схватка. Фашисты не выдержали натиска гвардейцев и начали отступать под прикрытием своих танков.
Сломив ожесточенное сопротивление врага, части 41-й гвардейской стрелковой дивизии во второй половине дня 30 марта 1944 года вступили в Рыбницу. Уличного боя почти не было, так как противник поспешно отошел на правый берег Днестра, взорвав за собой железнодорожный мост…»
Воспоминания А.Т. Довбни и других участников освобождения города Рыбницы и Рыбницкого района от немецко-фашистских захватчиков бережно хранятся в Рыбницком музее Боевой славы.
Н. Нагиева, старший научный сотрудник Рыбницкого музея Боевой славы.