Геотуризм

Любовь к путешествиям зарождается ещё в школе, на уроках географии. Как же интересно было рассматривать горные породы, минералы и полезные ископаемые! И не просто рассматривать, а подержать в руках, почувствовать энергию камней, которые образовались на нашей планете в результате сложных процессов.

В наше время почувствовать себя исследователем земных недр поможет геологический туризм. Это новое для Приднестровья направление. Чтобы увидеть слоёный пирог истории нашего края, которая миллионы лет складывалась из камней и минералов, мы отправились в геологический тур с краеведом Айжигитом Чырдаевым.
Первая точка нашего геотура – Большой Молокиш. Как мы знаем, название село тоже получило благодаря геологии. Здесь много известняка, во время ливней он попадал в реки, и они становились белыми, как молоко.
Но есть в Большом Молокише и другая палитра. Мы спустились в карьер красной глины, которая издали напоминает марсианские пейзажи. На терракотовом фоне в одном месте холма пробились ярко-жёлтые цветы. На глине видны следы диких животных, а по отложениям передвигается чёрная пушистая гусеница. И, правда, как на другой планете.
Красная глина – самый известный минерал. Наши предки из этой породы делали буквально всё. Руководитель краеведческого клуба «КЛИО» Айжигит Чырдаев рассказывает: «Из красной глины делали гончарные изделия и обмазку домов. То есть она универсальная и пользовалась спросом у населения. Вообще, наш край любил глину, начиная с Трипольской культуры. При раскопках у них обнаружена сплошная глина: и посуда, и орудия труда, и дома из глины».
Если копнуть – на поверхности земли залежи железняка. Это минерал из группы оксидов железа, второе название «лимонит». Но лимон тут ни при чём. С греческого слово переводится как «луг». Сотни лет назад порода возникла из болотных отложений с водорослями. В Древней Греции воины брали с собой в походы этот камень в качестве оберега.
«В среднем в этой породе около 60-70% железа, в зависимости от наполняемости. Думаю, в наших образцах тоже. Это хорошо видно, и даже на руках остаётся ржавчина», – отметил Айжигит Чырдаев.
В эпоху железного века наши первобытные предки плавили бурый железняк. Да-да, как минимум 1 тысячелетие до нашей эры на рыбницкой земле уже были металлурги! В то время плавка происходила в сыродутных печах.
«У древних металлургов не было электросталеплавильных печей. Естественно, они топили в основном дровами. Было несколько систем очистки железняка, и первая происходила при температуре 400-500 градусов. Конечно, нам тяжело представить, насколько высокого качества была эта сталь. Но в любом случае это было уже удобнее, чем каменные орудия труда, и точно твёрже меди и бронзы», – рассказал краевед.
В нашем крае есть и песчаник. Осадочная горная порода подходит для строительства. Ещё в древности из него делали антропоморфные стелы. А вот редкий для нашего края фрагмент – так называемый юрский мрамор. А точнее мраморизованный известняк.
«Это известняк более древнего периода, чем наш сармат, которому 4,8 миллиона лет. А тут юрский период, он намного старше. С древних времён человек любил и использовал этот материал. Например, пирамида Хеопса сделана из похожего материала. Правда, там у них немножко другой вид юрского известняка, но примерно того же периода», – пояснил Айжигит Чырдаев.
А в селе Строенцы для исследования есть белоснежная скала. Верхний слой – это сармат, ниже – меловой период. Здесь находили отпечатки доисторических рыб и морских животных. Геотуризм – это возможность почувствовать себя геологом и исследователем земных недр. Такое наглядное пособие природных процессов, которые проходили на нашей планете миллионы лет.