35 лет назад весь мир ошеломила страшная новость – на Чернобыльской АЭС произошла авария. Это случилось 26 апреля 1986 года.
Этот день, апрельский, светлый,
«Чёрный» день календаря.
Как погиб тогда Чернобыль,
Нынче помнит вся земля.
В ликвидации последствий этой страшной аварии принимали участие жители всех республик Советского Союза. Настоящие герои… Они рисковали своим здоровьем, жизнью в борьбе с невидимым убийцей. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и Анатолий Макарь.
Тогда, в 86-м, Анатолий Андреевич работал в Рыбницкой автотранспортной базе №7 треста «Молдстройтранс» начальником автотранспортной колонны №1, которая специализировалась на перевозке товарного бетона и раствора на строительные объекты.
«В конце апреля 1986 года вперемешку с подготовкой к параду и празднованию очередного Первомая, обеспечивая перевозку товарного бетона и раствора на строительство Резинского цементного и Молдавского металлургического заводов, доходили до нас слухи из неофициальных источников: что-то случилось под Киевом в Чернобыле…», – рассказывает Анатолий Андреевич.
Утро 1-го Мая. Праздничный день, чудесная погода. Празднично одетые работники предприятий с жёнами и детьми формируются в колонны для торжественного шествия по центральной площади города. Впереди колонны автотранспортной базы, где трудился Анатолий Андреевич, – передовики производства и празднично украшенный автомобиль с эмблемой» АТБ-7 «Молдстройтранса»…
«До начала шествия директор автобазы проводит небольшое летучее совещание с ИТР (инженерно-технические работники), в котором участвуют председатели первичных партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Ставится задача: на основании приказа министра строительства МССР организовать колонну из автомобилей-бетоносмесителей, укомплектовать их двухсменными экипажами для отправки в Чернобыль. Сроки – кратчайшие, сбор –после парада на предприятии… И завертелось…», – делится Анатолий Андреевич.
Колонна более чем из 20 автомобилей-автобетоносмесителей на базе автомобилей «КрАЗ» и «КамАЗ» прибыла в штаб по ликвидации аварии на ЧАЭС, получили задание, определили место отдыха, питания, заправки автомобилей, места погрузки, маршруты движения, график работы… Первая смена водителей отработала три недели. Анатолий Макарь был назначен руководителем второй смены. Он рассказывает, что перевозку товарного бетона приходилось осуществлять из разных мест и на различные расстояния как на заливку саркофага бетононасосами, так и на другие объекты 30-километровой зоны, строительство которых было необходимо для осуществления мероприятий, направленных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
«Хочу подчеркнуть, что все, кто находился в то время со мной, трудились добросовестно и с энтузиазмом, во всём проявляли разумную инициативу. У нас в бригаде работа была организована по скользящему графику, чтобы не простаивали автобетоно- смесители», – отметил Анатолий Андреевич.
По словам чернобыльца, невзирая на сложную обстановку, бригада не теряла чувство юмора. Вспоминает Анатолий Макарь такой эпизод. Слесарь-шиномонтажник, худощавый парень помогал водителям в демонтаже и монтаже шин. Он практически постоянно был востребован. На автомобилях «КрАЗ» и «КамАЗ» шин по десять единиц. Лето, жара. Как-то Анатолий Андреевич спросил, не устал ли он от такого напряжения? Парень же с улыбкой ответил: «Командир, какая усталость, как только я подхожу к «КрАЗу», он сразу падает на колени и просит о помощи. Ставя его на колёса, я просто получаю удовольствие, а он с радостью бежит дальше».
«Мы все тогда чувствовали возложенную на нас ответственность. Все – это не только те, кто был в моём подчинении, а все, кто был тогда там. Часто вспоминаю случай, когда на одном из автомобилей «КрАЗ» вышел из строя двигатель и требовал замены. Из практики я знал, что на замену такого двигателя в стационарных условиях нашей автобазы в среднем уходило около пяти рабочих смен, иногда и больше. В автобазе, за которой наша группа была закреплена для оказания технической помощи по ремонту автомобилей, его поменяли за одну смену. В ремонт его приняли около 17.00. Работу выполняли два слесаря. Представьте моё удивление, когда утром следующего дня я увидел этот КрАЗ под погрузкой на РБУ (растворобетонный узел). Проверил, всё нормально, двигатель заменён и работает. Экипаж доволен, я тоже», – делится Анатолий Макарь.
Они боролись с врагом, которого нельзя было увидеть, взять в плен или уничтожить. Имя этому врагу – радиация. Последствия катастрофы могли быть масштабнее, если бы не мужество и самоотверженность участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Они укрощали взбунтовавшийся «мирный атом» ради живущих и последующих поколений. Низкий им поклон за героизм и мужество!