Судьба, опалённая войной

9 Мая мы отметим 76-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это особый праздник, в котором слились воедино боль о невосполнимых утратах и радость Великой Победы. Он – символ героизма и мужества советских людей, их несгибаемой воли и силы духа. 76 лет… Быстротечно время. Навсегда скрыло оно раны земли. Не видно на ней воронок от бомб и снарядов, пепелищ и руин – недобрую память войны. Мало что напоминает сегодня о суровой военной године. Лишь память участников войны не подвластна времени. За живым свидетельством того далёкого прошлого отправилась к ветерану Великой Отечественной войны Зинаиде Павловне Кройтор.

С Зинаидой Павловной видеться довелось не единожды. И каждый раз она поражает меня своим оптимизмом и жизнерадостностью. И сейчас при нашей встрече она не изменила ни бодрому позитивному настрою, ни милой улыбке. Её молодость была опалена ураганным огнём Великой Отечественной войны. А родилась Зинаида Павловна 12 января 1923 года на станции Брантовка (Мантуровский район, Костромская область) в многодетной семье. После окончания школы Зина устроилась на работу на авиамоторный завод №26 в Рыбинске. А потом в мирную жизнь ворвалась война. В декабре 1941 года большая часть завода была эвакуирована, часть осталась в Рыбинске, где Зина и продолжала трудиться счетоводом вплоть до апреля 1942 года. Когда фашистские войска угрожали столице Советского Союза, девушек-комсомолок, среди которых была и Зина, вызвали в горком комсомола.
– Нас вызвали 9 апреля и спросили: «Желаете вы защищать Родину? Немец уже подступает к Москве». Все ответили утвердительно. 10 апреля 1942 года нам выдали повестки и призвали служить в действующую Красную Армию. Погрузились на машины «полуторки» и отправились в путь. Думали, что едем на фронт, но, выехав за город, остановились у воинской части, где и разместились. Я была зачислена в 61-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион ПВО (Московский военный округ), – вспоминает Зинаида Кройтор.
Сначала были курсы молодого бойца. Походы на стрельбище, запах пороха, передвижение по-пластунски – девушек обучали азам воинской службы. Затем их распределили: кого – в прожекторный батальон, кого – в зенитчики. Зинаида Павловна и ещё несколько девушек были направлены в прожекторный батальон. Боевые действия Рыбинск непосредственно не затронули, но город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Вокруг города было несколько прожекторных точек. На одной из них служила героиня моего рассказа, занималась освещением воздушного пространства в ночное время. В случае обнаружения вражеского самолета действовали сообща: прожектористы, освещая небо и заметив вражеский самолёт, держали его в луче прожектора, тут подключалась артиллерия, которая открывала по нему огонь. Девушки настолько наловчились, что даже по силуэту и звуку могли с лёгкостью определять марки самолётов.
– Запомнился мне страшный бой. Налетели самолёты, и ночь превратилась в день. Фашисты использовали зажигательные бомбы. Всё кругом горело, спрятаться было некуда. От авиаударов пострадали цеха Рыбинского завода №26, жилые дома. Было очень страшно, но мы держались, так как были уверены, что победа будет за нами, – говорит Зинаида Павловна.
Всю ночь дежурили. Как стемнеет – к прожектору. Днём стояли на посту. На отдых иногда отводилось только несколько часов. Прожектор необходимо было держать в исправности, чистить. Он огромный, диаметром где-то в полтора метра.
– Я залезала на него, чтобы протереть, – улыбаясь, рассказывает моя собеседница.
Летом 1943 Зинаида Павловна была переведена в 201-й зенитный артиллерийский полк Западного фронта ПВО. Служила при штабе, а затем разведчицей прожекторного батальона. На наблюдательном посту следила за воздушным пространством, в случае обнаружения вражеского самолёта сообщали в штаб, в каком направлении летит.
Красная Армия громила врага, гнала его с родной земли. Линия фронта всё дальше отдалялась от Ярославской области. Зина осталась служить в Рыбинске. В 1944 году демобилизовалась, вышла замуж, на свет появился сын. Семья обосновалась в Рыбинске.
Зинаида Павловна работала сначала счетоводом райсобеса Ворошиловского района, зав. общим отделом райисполкома. Потом была Великая Победа. Отовсюду доносились крики: «Ура!» Все обнимались и по их щекам катились слезы радости.
«В тот день я находилась дома с маленьким сынишкой. Узнав об этом радостным событии, целовала его и восторженно кричала: «Война закончилась!»
После войны Зинаида Павловна много трудилась. Затем по семейным обстоятельствам переехала с сыном из Рыбинска в Узбекистан, где на протяжении четырёх лет работала на сахарном заводе. Затем оборудование завода перевезли в Молдавию, где строился Гиндештский сахарный завод. На эту стройплощадку были направлены и несколько человек, среди которых и Зинаида Кройтор. Затем был переезд в Рыбницу, где во время строительства цементно-шиферного комбината работала старшим инспектором отдела кадров СМУ-4. Обосновавшись в нашем городе, жизнь Зинаиды Павловны пошла своим чередом: работа, воспитание сына и дочери. Сегодня у ветерана – два внука и внучка, две правнучки и правнук.
Мы долго разговаривали с Зинаидой Павловной – собеседница она хорошая. Рассказов и воспоминаний у неё не на одну биографию. Ветеран показывает чёрно-белый снимок. С фотографии смотрит молоденькая черноволосая девушка с озорной улыбкой на устах – это Зинаида Павловна в молодости. Тут моя собеседница достает ещё одну фотографию, на встревоженном воспоминаниями лице появилась лёгкая улыбка.
– А это моя подруга Зина Шикторова. Фотография сделана в 1943 году, – говорит Зинаида Павловна.
На обороте пожелтевшей от времени фотографии написано: «Зине Романовой от Зины Шикторовой».
– Романова – это я в молодости, – уточняет Зинаида Павловна. – Хотите, прочту, что здесь написано?
Я утвердительно кивнула.
– Пройдут года –
мы встретимся, конечно,
И руку мне пожмёт рука твоя.
Поговорим открыто и сердечно
О дружбе, службе и боях.
– Так мы больше и не виделись, разбросала нас судьба, – тихо произнесла Зинаида Кройтор.
На прощание я попросила Зинаиду Павловну сказать несколько слов молодому поколению.
– Хочу пожелать, чтобы никому, никогда не довелось испытать ужасы войны. Берегите мир! – подчеркнула Зинаида Кройтор.