К 30-летию Приднестровья в библиотеке с. Гараба Рыбницкой ЦБС был оформлен историко-краеведческий библиотечный мини–музей «Здесь Родины моей начало». На протяжении двух лет библиотекарем совместно с читателями были собраны экспонаты – старинные предметы быта, посуда, вышитые полотенца, простыни, скатерти, домотканые полотенца и многое другое. Они рассказывают о культуре наших предков, о том, как они жили.
Внимание привлекают предметы быта, при помощи которых в 30-40-е годы прошлого столетия люди получали ткань, в частности из конопли. Как подчеркнула библиотекарь Тамара Олейник, этот процесс был довольно трудоёмким. О том, какой путь проходила конопля, прежде чем стать полотном, Тамара Петровна узнала из рассказа свекрови Александры Михайловны Олейник. Совершим виртуальное путешествие во времени и окунёмся в процесс «рождения» полотна из конопли.
Раньше на своих приусадебных участках крестьяне сеяли коноплю (в те годы это растение называли «прадиво» (от слова «прасть»). После созревания её убирали и собирали в снопы. Для дальнейшей работы коноплю необходимо было размягчить. Для этого возле речки выкапывали яму, к ней – канавку, чтобы вода из речки наполнила яму. Туда опускали снопы, чтобы не всплывали, их обкладывали камнями. Процесс вымачивания длился 5-7 дней. Затем снопы доставали, промывали в речке от ила и песка, просушивали и приступали к обработке конопли.
«На деревянный самодельный станок, который назывался батэльня, выкладывали понемногу вымоченных мягких растений и выбивали их деревянной скалкой. Мелкие отростки конопли падали на дно батэльни, а основной стебель делился на тоненькие волокна. Такую процедуру проделывали с каждым снопом. Далее в ход шла дерганка (деревянный круг, набитый четырёхгранными гвоздями). Её привязывали на скамейку и протягивали через неё длинные стебли, которые уже превратились в волокна для прочесывания и удаления коротких. Затем щёткой вычёсывали мелкие волокна, чтобы нити были прямые и длинные», – рассказала Тамара Олейник.
Далее длинные тоненькие волокна аккуратно скручивали и привязывали на кудель. При помощи веретена их одно за другим пряли, скручивая волокна в длинную нить. Затем нить с нескольких веретён наматывали на мотовыло (это деревянная палка длиной 2,5 м, с одной стороны два рожка, с другой деревянная дощечка, таким образом получался 5- метровый круг). Каждые 25, 50 метров перевязывали ниточками, чтобы знать количество метров. После снятия с мотовыла нити стирали, просушивали, затем ставили на четырёхгранный деревянный станок (выяжки) и сматывали их в клубки. Дальше клубки наматывали на снувала. Потом нити закладывали в большой деревянный станок – варстат. Каждую нить продевали в отверстие бэрда, далее использовали цивку (деревянная трубочка), её помещали в челноки и этим челноком продевали стежки на основных нитях – в результате кропотливого труда получали полотно.
Остатки конопляного волокна покороче (бракованные) проходили тот же путь, но из них получали нить потолще, а в результате и полотно толще, которое использовали для ковриков и половиков.
После долгой работы, которая длилась почти всю зиму, с приходом лета полотна замачивали, затем выносили на солнце для отбеливания, постоянно поливая водой. Из широкого полотна шили одежду, в основном нижнее бельё для себя и своих детей, а из узкого изготавливали полотенца.
В рассказе Тамары Петровны много непривычных для нашего лексикона слов, названий орудий труда, но они были хорошо известны жителям Гарабы в то время.
Диву даёшься, каким сложным был этот процесс. А ещё больше удивляет, как были продуманы все его этапы и используемые для работы приспособления и станки.