Он жил, трудился, строил планы. Но грянул «гром», и он ушёл…

1992 год… Над цветущей землёй, которую издревле населяли братские народы, сгустились тучи, смолкли птичьи трели, прогремели залпы орудий и автоматные очереди, пролилась кровь. Тогда в тяжёлое для республики время на защиту своей Родины, взяв на вооружение волю, мужество и убеждённость в правоте своей, встали её жители. Сплотившись в час испытаний, приднестровцы отстояли свой выбор ценой тяжких потерь. Они шагнули в бессмертие. Так говорят о погибших героях, отдавших свои жизни на поле боя за свободу и независимость Родины. Среди них – Сергей Николаевич Шойму.

Её сердце стучит, но стучит наполовину. Речь идёт о матери Сергея Шойму Елене Кошелевой. Елена Антоновна помнит детские хвори и первые шаги, школьные годы и планы на жизнь своего Серёжи. Мать мечтала увидеть, как её сын создаст семью, родятся дети. Мечтала видеть его простое человеческое счастье. Но судьба распорядилась по-своему…
Сергей Шойму родился 17 мая 1968 года в Рыбнице.
– В этот день над городом разразилась весенняя гроза. Плач младенца перекликался с раскатами грома. Акушерка тогда сказала: «Под грохот родился, в грохот и уйдёт». В то время я не придала значение этим словам, а потом поняла…, – вспоминает Елена Кошелева.
Когда Серёже исполнилось чуть более трёх месяцев, Елена Антоновна отвезла сыночка к маме в село – надо было выйти на работу, такой тогда был порядок. Сынишку Елена навещала постоянно, уж больно тяжело ей давалась разлука со своей кровинушкой. С бабушкой Серёжа прожил три года. Материнское сердце не выдержало и Елена Антоновна забрала сына в Рыбницу.
С пятилетнего возраста Елена Антоновна растила сына одна, семейная жизнь не сложилась. Всю свою любовь она дарила ему – любимому сыночку. Жить было трудно. Денег часто не хватало. Билась она изо всех своих сил, чтобы её сын ни в чём не нуждался. Елена Кошелева рассказывает, что Серёжа ни разу не просил купить ему что-то, понимая, что матери нелегко. С малых лет он всегда старался помогать маме. Глядя, как она рукодельничает, Сергей решил освоить азы вязания спицами. Ему было около 10 лет. Первая самостоятельная работа – шарфик. Будучи постарше, после уроков то и дело прибегал к ней на работу – цементно-шиферный комбинат. И здесь находил чем ей помочь. Всё свободное от работы время она старалась посвятить сыну. Бывали они и на море, а ещё по выходным ездили в кишинёвский парк. Также они были завсегдатаями кинотеатра, дружно ходили любоваться зверушками, когда в город приезжал передвижной зоопарк.
Елена работала по сменам, поэтому до 8 класса Серёжа учился в Рыбницкой школе-интернате. А потом 2 года в СШ №7. Мальчик хорошо рисовал. Ему нравилось срисовывать с открыток, различного рода картинок. Карандаши, краски в его руках творили чудеса.
Серёжа решил, что после окончания школы будет трудиться. Как решил – так и сделал. Сергей Шойму устроился на работу на цементно-шиферный комбинат. Руки у него были мастеровитые – всю мужскую работу по дому делал сам. Но пройдёт немного времени и Сергея призовут в ряды Советской Армии.
«Служил Серёжа на Дальнем Востоке. В армию он ушёл в день своего рождения. Из Рыбницы он тогда был единственным в призыве. Провожая его на остановке возле поликлиники, взяла за плечи и говорю: «Сынок, прошу тебя, стань лучше, не получится стать лучше оставайся таким, каким ты есть сейчас: добрым, хорошим и отзывчивым». Он потом писал из армии: «Мама, не знаю, удалось мне стать лучше или нет, но всё то хорошее, чему ты меня учила, не растерял», – вспоминает Елена Антоновна.
Два года без сына. Что переживало тогда сердце матери, сложно представить, ведь им не приходилось расставаться так надолго. После окончания службы Сергей Шойму вернулся на цементно-шиферный комбинат. Жизнь вошла в обычное русло – рядом любимая мама и бабушка, в будни – работа, на выходные – дача. Живи да радуйся.
Но в дверь постучал 1992 год. 17 марта Сергей Шойму вступил в ряды Народного ополчения. С этого момента началась другая страница в его жизни. Уезжая на позиции, Сергей всегда брал ключи от квартиры с собой. В последний раз почему-то оставил их в прихожей. А потом случилась страшная беда.
В тот роковой день Елена Кошелева трудилась на даче. Вдруг всё поплыло перед глазами, застучало сильнее сердце и сжалось от боли. Елена решила ехать домой в город.
Тут было всё как обычно. Были некоторые дела, которые необходимо было сделать, и Елена решила заняться ими, но материнское сердце не успокаивалось. Горе ворвалось в её сердце со словами: «Твой сын погиб». В тот день её мир рухнул. А потом было прощание с Сёрёжей и боль, нескончаемая боль. Оплакивала Елена Антоновна закрытый гроб. Ещё долгое время ей казалось, что вот-вот откроется дверь и в квартиру войдёт её ненаглядный Серёжа. Сколько слёз пролито и чего только не передумано за эти годы…
«Они были на позициях по неделе, с четверга по четверг. Серёжа приезжал в 2 часа дня, в это время я всегда старалась быть дома, дабы встретить сына. Ещё долгое время после гибели Серёжи каждый четверг в 2 часа сердце тянуло меня домой. Говорят, что время лечит. Нет. Время не лечит, может лишь немного притупляет душевную боль», – говорит Елена Антоновна.
Сергей Шойму погиб 22 июня 1992 году в районе сёл Роги — Кочиеры. Награждён медалью «Защитнику Приднестровья». Посмертно.