И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
– Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик,
На свете два раза
не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла! –
Такая уж поговорка
У майора была.
Наш край имеет богатейшие культурные традиции и славится выдающимися людьми, которые оставили значимый след в истории и культуре.
Информационно-библиографический отдел МУ «Рыбницкая ЦБС» провёл интереснейший поисково-исследовательский проект «Какой ты след оставил на земле: энциклопедия знаменитых земляков». Силами сотрудников была проведена колоссальная работа по изучению огромного количества материалов. Целью этого проекта было пополнение фонда краеведческих материалов.
Один из материалов этого проекта детально знакомит читателей с тем, что связывает поэму Константина Симонова «Сын артиллериста» с нашей Приднестровской землёй. О нём с нами поделилась Ирина Шадрина, заведующая информационно-библиографическим отделом.
Поэма К. Симонова «Сын артиллериста» известна всем – её читали в пятом классе и даже непоседливые двоечники внимательно слушали, затаив дыхание.
Симонов написал поэму за сутки, в Архангельске, в ноябре 41-го. Школьников послевоенной поры сюжет впечатлил особенно. Долгие годы поэту приходили письма, тысячи писем со всех концов страны – что теперь с Лёнькой? Что с майором Деевым? Живы ли? Чем занимаются? Симонов не знал, что стало с героями его поэмы, и он отвечал ребятам, что так же, как и они, верит, что Лёнька жив, здоров и продолжает служить своей Родине так же, как и майор Деев. Ведь «…два раза не умирать…». И только уже где-то в 1964 году Симонов узнал, что Лёнька – лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов – действительно жив, только служит уже не на Крайнем Севере, а на Дальнем Востоке.
Море писем писали школьники и «майору Дееву». Прототипом симоновского майора Деева был Ефим Самсонович Рыклис – наш земляк, уроженец с. Жура. Он родился в бедной семье, и новые революционные идеалы были ему близки. В Гражданскую войну Ефим Рыклис ушёл добровольцем в Красную Армию и там попал в одну из первых созданных молодым советским государством артиллерийских школ. Довелось, как отличнику учёбы, Рыклису встречаться и с Михаилом Фрунзе. После обучения Рыклис служил в разных регионах. И везде показал себя с самой лучшей стороны. Свою первую награду Наркомата обороны за доблестную службу – именные часы – получил Рыклис из рук Василия Блюхера.
К началу войны Ефим Рыклис уже опытный командир, ему 36 лет, из них 19 отдано артиллерии. Боевой путь Ефима Рыклиса был отмечен двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Красной Звезды, чехословацким орденом «Военный крест 1939 г.», полутора десятками медалей. Но самой дорогой своей наградой Ефим Рыклис считал медаль «За оборону Заполярья».
В 1941 году Ефим Рыклис — командир 104-го полка тяжёлой артиллерии, стоявшего насмерть против горно-егерской дивизии в районе хребта Муста-Тантури. Роль этого полка и его командира в боях за Заполярье была неоценима. Полк занимал позицию на правом фланге 14-й армии и являлся самым северным формированием сухопутных сил СССР на всей линии фронта. Части 23-го укрепрайона в составе 135 стрелкового полка 221-й береговой батареи и двух дивизионов 104-го артиллерийского полка отразили все атаки противника. Этот рубеж оказался единственным в ходе всей войны, где вражеские войска так и не смогли перейти Государственную границу СССР. Долину, в которой шли тяжёлые бои, и сегодня называют Долиной смерти.
Позже Ефим Рыклис участвовал в битве за Курскую дугу, в форсировании Днепра, дошёл до Германии. Но война для него закончилась на Дальнем Востоке после разгрома японской Квантунской армии.
Именно Ефим Рыклис как-то вечером на острове Рыбачьем рассказал Константину Симонову историю подвига Ивана Лоскутова, сыгравшего одну из ключевых ролей в боях за Муста-Тантури. История настолько впечатлила Симонова, что он в один присест написал свою знаменитую поэму «Сын артиллериста». Утром он уже прочёл её Рыклису. Поэма имела потрясающий эффект – её переписывали от руки и читали на всех фронтах, перепечатывали в каждой фронтовой газете и во всех боевых листках, знали наизусть. Все герои поэмы дошли до Победы и после войны продолжили служить в рядах Красной Армии. В поэме они были указаны под вымышленными именами и никогда не афишировали, что это они стали прототипами героев. Их подвигами восхищалась вся страна, а они жили скромной жизнью, не сидели в президиумах и не щеголяли своими заслугами.
– Люди, прошедшие войну, вынесшие тяжелейшие испытания, достойны глубочайшего уважения. Мы, живущие сегодня, гордимся ими. И гордимся вдвойне именно нашими земляками-героями, – сказала Ирина Владимировна.
Идёт время. Но память остаётся. Подвиг всегда бессмертен. Симоновские строки: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» стали девизом для многих в годы войны. Но и сегодня они также не потеряли своей значимости.