Чернобыльская АЭС… Мало кому не известно это словосочетание. Уже на протяжении более трёх десятилетий мир содрогается, слыша его. 26 апреля 1986 года произошла авария на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Тогда мир стал свидетелем одной из самых ужасных катастроф в истории человечества.
Свыше 600 тысяч человек принимали участие в ликвидации её последствий. На борьбу с мирным атомом, вышедшим из-под контроля человека, был направлен и Николай Сандик.
Николай Сандик родился в селе Шипка Резинского района (ныне Шолданештского). Рос в семье колхозников. Окончив 8 классов в местной школе, поступил в сельскохозяйственное профессиональное техническое училище в с. Згурица Рышканского района. Освоив профессию тракториста-машиниста широкого профиля, вернулся в родное село, где работал трактористом в колхозе. Затем по направлению военкомата обучался в ДОСААФе, где окончил водительские курсы и получил права. 11 апреля 1966 года Николай был призван в Вооружённые силы СССР. Служил в Забайкальском военном округе водителем. Управлял «ЗИЛами»- 164, 165, 555. После демобилизации, а служил Николай Сандик три года, обосновался в Рыбнице. Здесь создал семью, вместе с супругой воспитывали сына и дочь. Сначала работал водителем в ДРСУ. Затем трудился в АТБ-7. Именно отсюда он вместе с другими работниками был направлен на борьбу с невидимым врагом.
– Нас отправили в командировку 5 августа. Её цель нам не сообщили. Двинулись в сторону Украины. Позади оставались сёла, посёлки, города. Миновав Киев, стали догадываться, куда едем, и эти догадки подтвердились, когда за окном мелькнул указатель «Чернобыль», – вспоминает мой собеседник.
Николай Трифанович рассказывает, что становилось жутко при виде пустых домов. По улицам деревень бродили коровы, свиньи, куры и другие брошенные домашние животные. Было такое впечатление, как будто все люди вымерли. Распахнутые двери гаражей и автомобили в ожидании владельцев, разбросанные вещи, детские игрушки – свидетельство тому, что люди спешно оставляли свои дома.
Потряс пустой Чернобыль. Пустые улицы, выгоревшие занавески на окнах, цветочные горшки с завядшими цветами.
Поражала красотой тамошняя природа. Вода в реке Припять была настолько чистой, что можно было заметить плавающих там рыб.
Разместили рыбничан в здании ГПТУ в городе Чернобыль. Николай Сандик провёл там чуть более месяца и совершил более 40 рейсов на ЧАЭС.
Утро начиналось с пения петуха, облюбовавшего место возле ГПТУ. Правда пением, вырывавшийся из его горла крик, было трудно назвать – радиация оставила свой след на бедном пернатом.
«Работал водителем. Возил на «КрАЗе» бетон на станцию. Доезжал до ворот ЧАЭС, а там за руль машины садился другой водитель. Меня же направляли на обязательную процедуру санитарной обработки. Снимал заражённую одежду и мылся, получал другой комплект формы и, услышав «7701 на выход» (это был номер моей машины), выбегал и отправлялся в путь. При себе имел дозиметр. Если уровень радиации превышал допустимый, второй рейс в этот день не делал», – вспоминает Николай Трифанович.
Мой собеседник рассказывает, что в горле постоянно першило и чувствовался вкус железа, сухость. Но на это не обращали внимание.
«Проработав некоторое время, почувствовал боль в большом пальце ноги, он воспалился и покраснел. Ступать было больно, поэтому прихрамывал. Полковник, заметив это, поинтересовался, что случилось. Долго не задумываясь, ответил: «Камушек в ботинок попал…». Пронзающая боль мешала во время работы, тогда смастерил приспособление, чтобы нажимать на педаль газа. Так и проработал до 10 сентября, дня, когда закончилась моя командировка» – вспоминает Николай Сандик.
Вернувшись домой, Николай Трифанович продолжил трудиться в АТБ — 7. Жизнь семьи вошла в обычное русло. Минули годы, но не смогли они вырвать из памяти Николая Сандика страницу жизни под названием «Чернобыль». Люди, которые попали в тот огневорот, никогда не смогут забыть это, даже если бы захотели. Они сделали невозможное – спасли человечество от последствий крупнейшей катастрофы. Николай Трифанович – член ОО «Союз Чернобыль» г. Рыбницы и Рыбницкого района, активный участник мероприятий, встреч, в ходе которых с подрастающим поколением делится воспоминаниями о былом, забыть которого нельзя.