11 августа исполнится 30 лет со дня создания Объединённого Совета трудовых коллективов г. Тирасполя. Это событие положило начало забастовочному движению, распространившемуся не только в Приднестровье, но и в Молдавии. Оно стало первым шагом к самоопределению приднестровского народа. С именем этого яркого общественно-политического движения связаны первые шаги в борьбе за гражданские права жителей Приднестровья, осознание ценности известных демократических норм: равенства, достоинства и свободы. В этом была выражена и необходимость сплоченности, солидарности и единства в условиях действий националистов. Все социальные слои общества объединились в едином порыве: «Нет национализму», «Нет языковой дискриминации».
В марте 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР вынес на обсуждение 2 законопроекта: о статусе государственного языка и о функционировании языков на территории МССР. При этом законодательный орган пошёл на поводу у националистического Народного фронта и предложил форсированно, за год ввести молдавский язык в делопроизводство, народное образование и другие сферы. Сам язык предлагалось перевести на латинскую графику. Использование русского языка должно было резко, практически до нуля сократиться. Всё это вело к совершенно предсказуемому результату – созданию в Молдове моноэтнического, националистического государства. Национализм при этом в конце 80-х приобретал всё более агрессивный характер – требование перевести молдавский язык на латинскую графику сопровождалось возрастающими гонениями на русский язык и русскоязычных граждан.
Массовое движение против нарастающего национализма начало пробуждаться к августу. На тот период на многих предприятиях и в организациях были созданы Советы трудовых коллективов. Они работали в соответствии с законом СССР от 1986 года и принимали участие в решении различных социальных вопросов. Вхождение ОСТК в политику в качестве самостоятельного субъекта стало внезапным и быстрым. 11 августа в Доме культуры «Кировец» собрались 450 представителей трудовых коллективов различных предприятий. Здесь было решено образовать Объединённый Совет трудовых коллективов г. Тирасполя. Каждое предприятие выдвинуло своего представителя в ОСТК, и сразу был сформирован рабочий орган новой организации, в состав которого вошёл 31 человек. В последующие времена численность рабочих органов Объединённого Совета достигала 120 человек. Первым председателем ОСТК стал Борис Штефан. А 18 августа президиум Верховного Совета МССР одобрил дискриминационные законопроекты о языках.
Утром 21 августа на заводе «Точлитмаш» имени Кирова прошёл стихийный митинг, и пятитысячный коллектив предприятия решает начать забастовку. Буквально через 2 часа к кировцам присоединились завод ЖБИ-6 и «Электромаш», директором которого в то время был И. Смирнов. За два последующих дня в Тирасполе остановилось более 20 предприятий. 24 августа их было уже 36. К Тирасполю начали присоединяться Бендеры и Рыбница. С 24 августа начал выходить в свет информационный бюллетень «Бастующий Тирасполь», номера которого доставлялись и в Москву. 22 августа в Тирасполе на городском стадионе состоялся беспрецедентный по масштабам митинг, собравший около 50 тысяч человек. ОСТК на своём заседании решил сформировать мобильные агитационно-разъяснительные группы и начать работу с сельским населением. Эта работа увенчалась полным успехом. Ситуацию в сёлах удалось переломить, там начались сходы. Первым, кто поддержал Тирасполь и Бендеры, было село Парканы. Примерно в то же время близлежащие украинские сёла поддержали Рыбницу.
Рыбничане всегда отличались своей жизненной позицией и принципиальностью в отстаивании интересов родного города… И сейчас Рыбницкая общественная организация ОСТК «Держава» не остаётся в стороне. Эти люди по зову сердца с тех далёких 90-х и до сих пор остаются в строю.
И.Н. Гладкая, ст. научный
сотрудник РИКМ.