РЫБНИЦКИЙ РЕБЕ

На этой неделе на территории города и района работала полевая школа-экспедиция по этнографии в Приднестровье, организованная Центром «Сэфер» совместно с Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН и исследовательской группой «Рыбницкий ребе и город Рыбница». В минувший вторник в госадминистрации состоялась встреча руководства города с представителями исследовательской группы. В ней приняли участие глава государственной администрации района и города Виктор Тягай, заместитель главы госадминистрации Юрий Молдовский, профессор университета Индианы (США) Дов-Бер Керлер, кандидат филологических наук доцент РГГУ (Москва) Мария Каспина, директор Исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности Светлана Амосова и Ирина Душакова.

Цель визита группы на сей раз, а в нашем городе она не впервые, исследования, посвящённые жизни Хаима-Занвла Абрамовича, известного также как Рыбницкий ребе.
Мария Каспина работает в Центре «Сэфер» и занимается координацией исследовательских и издательских проектов по иудаике в СНГ. Многолетние этнографические экспедиции позволяют изучать традиционную еврейскую культуру, и город Рыбница в этом смысле оказался уникальным. «Благодаря фигуре ребе – настоящему хасидскому праведнику, который жил здесь с 1941 по 1972 года, сохранилась не только религиозная еврейская жизнь, но и в целом традиции: здесь отмечали праздники, сохранилась еврейская кухня и много обычаев, о которых почти забыли евреи в других местах. Особая ценность в том, что эти традиции сохраняются, потому что так делали бабушки и видна связь поколений», – отметила Мария Михайловна.
Хасидский цадик, основатель рыбницкой династии, почитаем как чудотворец и прорицатель – Рыбницкий ребе родился в 1902 году в Молдавии. Он рано стал сиротой, а вырос при дворе Штефанештского ребе, последователем которого себя считал всю жизнь.
После обучения реб Хаим-Занвл женился и служил раввином в различных городках Бессарабии, дольше всего в Резине, где его и застала Вторая мировая война. В июле 1941 года он был депортирован румынскими оккупационными властями в Рыбницкое гетто, пережил войну и после освобождения остался в городе.
В местной еврейской общине он выполнял роли моэля (оператора по обрезаниям), резника и кантора в одном лице. Ребе принимал тысячи посетителей ежегодно. В 1972 году получил разрешение на выезд в Израиль, а ещё через год перебрался в Бруклин. Престарелый ребе оказался на попечении общины, у него быстро возникли последователи, и он основал две Рыбницкие синагоги – в Монси и в Бруклинском районе Боро-Парк. Рыбницкий ребе умер 18 октября 1995 года. Паломничество на могилу ребе продолжается и по сегодняшний день.
Для изучения феномена Рыбницкого ребе к коллегам-этнографам присоединился профессор Дов-Бер Керлер. При близком общении стало ясно, что Бессарабия и Приднестровье ему очень близки и по языку, и по духу. «Гастрономически я – бессарабец, и очень люблю готовить мамалыгу»,– признался профессор. Касательно экспедиции Дов-Бер Керлер подчеркнул: «Это уникально, ведь еврейская религия не столько религия, сколько образ жизни: что ты ешь, как молишься, как себя ведёшь. Здесь была в этом потребность. Раввин был человеком с харизмой, люди за ним шли, это заслуживает уважения. У местных коренных жителей есть набор разных воспоминаний об этом человеке, иногда они противоречивы. Но все говорят, что каждый день, независимо от времени года ребе спускался к реке и совершал омовение. Ещё он был резником кур согласно религиозным правилам».
«Есть много письменных свидетельств о ребе на разных языках. В Америке люди, которые его почитали, тоже собрали несколько книг коллективных монографий, которые так и называются «Истории Рыбницы». Мы можем сравнить эти материалы с тем, что мы видим здесь. Можно сопоставить все материалы и если мы видим много совпадений, значит то или иное событие имело место быть и отразилось в памяти людей» – констатирует Мария Каспина.
Цель исследований группы, состоящей из 14 человек, собрать всю информацию о жизни рыбницкого раввина. Руководство города попросили оказать в этом вопросе содействие.
«Мы готовы со своей стороны оказать посильную помощь, по вашему запросу в кратчайшие сроки предоставить всю имеющуюся у нас информацию по данному человеку. Благодарю за то, что вы занимаетесь нужным делом – популяризируете наш город и людей, живущих в нём», – отметил глава госадминистрации Виктор Тягай.
Исследование началось в апреле этого года, и планируется завершить в течение двух лет. Результатом работы станет книга — монография, в которой будут опубликованы статьи разных исследователей, посвящённые фигуре Рыбницкого ребе, где основное место действий – город Рыбница.