Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием ХХ века, определившим судьбы многих народов. Эта война была нечеловеческим испытанием, которое с большим трудом далось советскому народу.
Призыв «Отечество в опасности» был брошен 22 июня 1941 г. В 4 часа утра без объявления войны фашистские войска напали на нашу землю. За первый час войны немцы разбомбили многие наши аэродромы и воинские части. Красноармейцам не хватало оружия, командиры дивизий не имели связи с полками, полки теряли целые батальоны и роты. Гремели бои, пылали города и села.
За сутки немцы вторглись вглубь нашей страны на 50 километров. Гитлер ликовал. Согласно плану «Барбаросса», в течение двух месяцев армия Германии должна была продвинуться вглубь страны и захватить Москву.
Контроль над СССР давал Германии возможность бороться с США за право диктовать свои условия в мировой политике. Гитлер, которому до этого уже удалось завоевать почти всю Европу, был уверен в своей победе над СССР. Однако его план оказался провальным, и затяжная операция превратилась в длительную войну.
А как в Рыбнице началась война? С этим вопросом мы обратились к главному хранителю музейных фондов Рыбницкого музея Боевой славы Наталии Колесник.
– 1941 год – это год ожесточенных оборонительных боев. Как и на всем протяжении советско-германского фронта, войска Красной Армии вели ожесточенные бои вдоль Днестра, в том числе и в районе Рыбницы, – рассказывает специалист. – Для отражения наступления противника были созданы специальные укрепления. 27 июня 1941 г. вражеские самолеты уже бомбили Рыбницкий железнодорожный мост, который имел важное стратегическое значение. ВВС противника было сброшено 235 бомб. Бойцы 18-го отдельно-зенитного дивизиона ПВО отражали все налеты вражеской авиации, и не было ни одного прямого попадания. Мост оставался целым и работал без перебоя. Движение по нему нарастало с каждым днем …
И все же на первом этапе враг был сильнее, и нашим войскам пришлось отступать. С 5 августа 1941 г. на нашей территории начался период немецко-румынской фашистской оккупации, который продлился долгих 2 года и 8 месяцев.
– Пожалуй, не было такого фронта, на котором не воевали бы рыбничане – наши земляки. Сохранились ли в фондах музея свидетельства о том, как для них началась война?
– Безусловно, остались. Более двух тысяч рыбничан ушли на фронт в 1941 г. История каждого из них – отдельная страница в летописи Великой Отечественной войны.
Чужиков Василий Егорович, окончив Воронежское военное училище в мае 1941 г., был направлен в особый Западный военный округ командиром взвода. Так, 19-летний лейтенант Чужиков В.Е. оказался в пограничной зоне недалеко от Бреста. А уже 26 июня он принял свой первый бой. «22 июня я проснулся от страшной канонады. Выскочил из палатки, а вокруг все горит, рвутся снаряды, свистят осколки… Я сразу понял – это нападение. Сначала была паника. Весь командный состав располагался в шести километрах от части, и некому было отдавать приказы. А бойцы не имели ни оружия, ни боеприпасов. В этой обстановке я рискнул взять на себя ответственность и отдать приказ распечатать склады, раздать боеприпасы. Вооружившись, мы побежали туда, откуда слышалась пальба. Враг наступал стремительно. Потери были огромны. Из каждой сотни солдат, которые в первый день приняли на себя удар врага, в живых остался лишь один… Много раз и я был на волоске от смерти. Осенью 1941 г. был ранен, а в госпитале узнал, что моя родная дивизия полностью погибла…», – волнительные воспоминания ветерана.
Когда началась война, Колокольникова Наталья Платоновна училась на 2 курсе медицинского факультета в Львовском университете. 21 июня 1941 г. она была принята в комсомол, и в тот же день получила комсомольский билет, который сейчас экспонируется в музее Боевой славы. В первые дни войны Наталья Платоновна вместе со студенческой подругой эвакуировалась в тыл, но по приезду на второй же день они обратились в военкомат, где их оформили как военно-служащих и направили в только что образованный госпиталь «18-21» в должности медсестер.
Несколько дней они готовили палаты для раненых, обустраивали кабинеты, выполняли всю хозяйственную работу. Через неделю в госпиталь стали поступать раненые. Здесь им оказывали первую помощь, оперировали, обрабатывали раны, перевязывали. Во время сильных боев в госпиталь поступали по 500-600 бойцов в сутки, прямо с передовой. В такие дни медперсонал работал круглосуточно по нескольку смен без отдыха и сна.
Фронтовая жизнь складывается из отдельных эпизодов, которые на первый взгляд кажутся рядовыми, но прочно запечатлеваются в памяти тех, кто шел трудными дорогами войны, кто принес нам освобождение от фашистского рабства.
Мы – наследники Великой Победы, будем впитывать в себя каждую частичку прошедшей, но такой значимой для нас истории, будем помнить и чтить, будем гордиться за пройденный отцами, дедами и прадедами героический, а подчас и трагический путь.