Несмотря на зверства, грабежи, расправы и расстрелы, попытка оккупантов поставить себе на службу промышленность и сельское хозяйство Приднестровья, использовать его человеческие ресурсы, завершить в регионе мероприятия «выжженной земли» были сорваны боевыми операциями подполья, массовым сопротивлением народа.
Санитарные потери этого трагического периода также были велики. Оккупанты разграбили имущество больниц, в том числе больницы в Рыбнице, разрушили всю систему медицинской помощи и санитарной безопасности. Очень высокой была смертность от сыпного тифа и других болезней. В период с 1941 по первую половину 1942 года в Рыбницком уезде от сыпного тифа погибли около 5000 человек.
Долгожданный день освобождения для Рыбницы наступил 30 марта 1944 года. После изгнания врага земля Приднестровья представляла собой пепелище. Грабительская политика оккупационных румынских властей привела к полному обескровливанию сельского хозяйства и промышленности. В 1944 году страшная картина разрушений предстала перед И. Алексеевым, которого назначили сразу после освобождения директором Рыбницкой МТС.
«В городе не уцелел ни один коммунальный дом, все предприятия были разрушены. На территории сахарного завода сохранилась только труба, напоминавшая жителям, что здесь когда-то был завод. В развалинах лежали здания больницы, почты, средней школы №3. Взорван железнодорожный мост. Большое разорение было и в сельском хозяйстве. Отступая, фашистские захватчики угнали весь скот, увезли сельскохозяйственную технику. На машинно-тракторной станции осталось всего три поломанных трактора. На огромных площадях земля заросла сорными травами, в запущенном состоянии были сады и виноградники». На заседании Рыбницкого горсовета депутатов трудящихся 20 февраля 1946 года, председатель колхоза им. Тимошенко Т. Михальчук в докладе о подготовке к весенней посевной кампании отмечал, что «в колхозе не хватает рабочих рук, не хватает упряжи, не хватает семян кукурузы…, бригады в основном из одних женщин».
Косвенным доказательством разрушений в городе Рыбнице являются протоколы заседаний Рыбницкого горсовета в 1946 году. В решениях заседаний говорится о выделении ссуд на строительство и восстановление домов демобилизованным красноармейцам, семьям погибших, семьям инвалидов войны, закреплении бесхозных домов. Так в решении от 20.02.1946 года, согласно поданным 14 заявлениям на постройку и ремонт домов, выделено ссуд на 102 тысячи рублей, согласно протоколу №4 от 2.03.1946 года выделено 78 тысяч рублей, 10.04. ссуды получили ещё 11 человек, 17.04. – ещё 8 человек, 27.04.1946 года выданы ссуды ещё на 55 тысяч рублей, 28.06.1946 года ещё 10 человек получили ссуды на 95 тысяч.
Город и район начал возвращаться к мирной жизни. 23 апреля 1949 года на совещании передовиков сельского хозяйства отмечалось, что посевная площадь и валовая продукция достигли довоенного уровня. К 1950 году, через 5 лет после окончания войны, был почти восстановлен довоенный уровень численности населения.
Каждый новый день отдаляет от нас грозные события этой исторической битвы советского народа за свою свободу и независимость. Победа досталась неимоверно дорогой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла 27 миллионов человеческих жизней граждан Советского Союза, в том числе 10 млн. солдат и офицеров. Остальные погибли при воздушных бомбардировках и артобстрелах, в период блокады городов и массового террора на оккупированных территориях. Только в гитлеровских лагерях смерти было уничтожено свыше 11 млн. граждан СССР.
Свою цену на алтарь Победы положили и рыбничане. Более 8 тысяч сынов и дочерей отправила Рыбница и Рыбницкий район на защиту Родины. 3649 из них погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Более 5000 мирных жителей погибли в период оккупации.
По учётным карточкам воинских захоронений времён Великой Отечественной войны на территории Рыбницы и Рыбницкого района находится 32 воинских захоронения. В них покоится 611 советских воинов, отдавших жизни в борьбе с захватчиками, из них 358 известных и 253 неизвестных солдат.
Ценой огромных людских и материальных потерь советскому народу удалось придать войне затяжной характер, что обрекло Германию на поражение, так как её ресурсная база была не приспособлена для войны такого рода.
Нам надо знать и помнить павших в этой войне, чтобы ясно представить то главное, что обусловило Победу советского народа. Живые не могут и не должны забывать о тех, кто собственной кровью заплатил за их право ходить по земле и любоваться безоблачным
Мы будем помнить павших героев!
Вечно будем помнить…
А. Стецкий, заведующий Рыбницким музеем Боевой славы.