Война – это не только фанфары Победы и горечь поражения, новое оружие, тактические и стратегические наработки, но и боль, ранения, эпидемии, срочная эвакуация госпиталей, это медико-санитарные задачи, организационные вопросы и многое другое. Военные медики после обучения отправлялись в те места, где нет консультантов, и ответственность за решения ложились лично на них. Приходилось лечить в палатках, окопах, подводных лодках, походных условиях. Настоящими ангелами-хранителями для рядовых солдат и офицеров стали женщины-медики. Хрупкие девушки-санитарки и медсестры вытаскивали с полей сражений крупных бойцов в полном обмундировании. Часто приходилось трудиться сутками напролет, чтобы оказать посильную помощь всем пострадавшим.
Многим рыбничанам-военным медикам довелось воевать на различных фронтах Великой Отечественной войны. Кучина Екатерина Фёдоровна родилась 19 ноября 1921 года в Москве. Здесь прошло её детство и начало юности. Здесь окончила медицинский техникум и мечтала стать студенткой медицинского института, но все её мечты были разрушены войной. Пришлось сменить Екатерине своё девичье платье на солдатское обмундирование. С первых дней войны и до самой Победы в Берлине прошла она дорогами войны в составе 560-го Медицинского санитарного батальона 154-й, а затем 47-й гвардейских стрелковых дивизий в звании гвардии лейтенанта военным фельдшером, затем – гвардии старшего лейтенанта медицинской службы. Пришлось пережить горе отступления и радость наступления. Из воспоминаний Екатерины Кучиной: «После героической обороны Тулы и освобождения Калуги наша дивизия вела тяжёлые бои за Козельск. За эту операцию дивизия получила звание «Гвардейская» – 23.10.1942 г. После Козельска дивизия была направлена под Сталинград. Рядом с нашими землянками для раненых были такие большие скопления артиллерии, что дух захватывало. Началась знаменитая Сталинградская битва. И мы, медики, забыли когда начинаются и заканчиваются сутки, работали до тех пор, пока не валились с ног. А было и такое: однажды в районе Русаново-Чернышевское и г. Суровикино нам пришлось отложить хирургические инструменты и взяться за автоматы и гранаты, чтобы отбивать атаки прорвавшихся в наши тылы немцев, стремившихся любой ценой вырваться из Сталинградского котла. За бои под Сталинградом я получила свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги».
Долгим и тяжелым был военный путь, всего не упомнить. Но вот о боях в Молдавии не вспомнить нельзя. Особенно запомнились бои за село Буторы (конец апреля 1944 г.), где наша дивизия форсировала Днестр и заняла небольшой плацдарм в с. Шерпены. Немцы оказывали сильное сопротивление, и у нас было очень много раненых. Всем необходимо было оказать срочную медицинскую помощь, а рук не хватало. К тому же, как назло, тяжело ранило трех санитаров. Вода в те дни в Днестре была красной от человеческой крови. Это очень страшное зрелище. Много, очень много еще было впереди жестоких боев, пока мы вышли к границе с Польшей… Трудное и тяжелое форсирование реки Вислы и занятие плацдарма в районе г. Магнушева. Затем – освобождение Варшавы. Ликовал и радовался польский народ своему освобождению от фашистов. Всюду нас в Польше встречали радостно. А у нас была работа – работа без сна, под бомбежками и снарядами. Одно нас тогда успокаивало – мы уже не на своей территории, и нас несла какая-то сила, чтобы скорее ступить на землю врага. Что чувствовали мы, ступив в логово фашистского зверя? Словами это трудно передать. Фашистский зверь, загнанный в собственное логово, продолжал ожесточенно сопротивляться…»
На фронте Екатерина Фёдоровна познакомилась с гвардии майором 47-й гвардейской дивизии Павловым Николаем Трофимовичем, участником обороны Сталинграда. Павлов Николай начал военную службу в рядах Красной Армии в 1939 г. в звании рядового красноармейца и завершил её в чине гвардии подполковника, начальника политотдела 172-й танковой дивизии в 1954 г. В 1940-м году участвовал в освобождении Бессарабии от румынской оккупации. Перед началом Великой Отечественной войны их часть располагалась в Балте, а с началом войны их переправили через Рыбницу на Фалешты. Там их часть приняла свой первый бой. Тогда они отогнали немцев за Прут и до 28 июня не сдавали позиций. Потом пришлось отступать с боями через Дубоссары, Рыбницу…. Запомнились ему тогда красивые здешние места. За годы войны был дважды ранен, имел контузию. За мужество, доблесть, героизм и отвагу, проявленные в боях, был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
От Сталинграда вместе с Екатериной Фёдоровной дошли они до Берлина, 3 мая вместе расписались на стене Рейхстага, а 9 мая зарегистрировали свой брак в Берлине, в только что созданном советском посольстве. После войны переехали в Рыбницу.
Кучина (Павлова) Екатерина Фёдоровна награждена орденом Красной Звезды, а также медалями «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». В Рыбницком музее Боевой славы хранится приказ Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина об объявлении благодарности гвардии старшему лейтенанту медицинской службы Кучиной Екатерине Фёдоровне от 2 мая 1945 г. за взятие Берлина.
Многие бывшие военные медики остались верны своей профессии. Екатерина Фёдоровна не исключение – в должности медицинской сестры проработала около 40 лет. За свой труд в мирное время была награждена высокой правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть». К её военным наградам прибавилась и награда за мирный труд.
Н. Колесник, главный хранитель музейных фондов РМБС.