Лечить — дело семейное

Три поколения врачей в одной семье. Это династия Коблас: невролог, 4 рентгенолога, терапевт и психиатр. Лечить людей – у них дело семейное.

– «Не удивитесь, сколько мне лет?! Мне 83 года»! – так начинает свой рассказ основатель династии Лидия Коблас. Она самый возрастной врач-невролог в Рыбницкой больнице. Стаж работы – 60 лет! Но в отделении за ней не угнаться. Энергия у этой хрупкой женщины бьет через край.
Лидия Константиновна – ребенок войны. Когда началась Великая Отечественная, ей было всего 2 года. Папа – фронтовик, мама работала на военном заводе в Туле. Выбор профессии объясняет так:
– Пережив ужасы войны, видя, как все после нее болели (воспалительные заболевания сильные были, менингит, пневмония), с детства я хотела уже стать врачом и помогать, облегчить страдания этих людей. Посвятила медицине всю жизнь, и не жалею. Конечно, в здравоохранении тяжеловато, не такие большие зарплаты. Но когда ты отдаешь всю душу, помогаешь, поддерживаешь людей, им легче переносить болезнь.
Сколько жизней спасла Лидия Коблас за свою врачебную деятельность, уже не сосчитать. А в неврологии самые тяжелые больные: парализованные, с инсультами. Самая большая радость, когда домой они уходят самостоятельно, считает врач.
«Самое главное для больных – это внимание, сочувствие, сопереживание и оказание квалифицированной помощи. Я уже не мыслю себя без этого. Когда иду в отпуск, то это всего 2-3 дня, а потом выхожу на работу. Больных много, и ты уже не можешь их оставить. Иногда приходим в 7 утра и в 7 вечера уходим», – говорит Лидия Коблас.
Муж Лидии Константиновны был психиатром. В медицину пошел и сын Виктор Коблас – он врач-рентгенолог. А в душе художник. В кабинете рядом со снимками черепа висят нарисованные им картины. Говорит, эти профессии похожи. Здесь тоже изображения: кости и ткани. Но в отличие от живописи клиническая картина намного интереснее.
«Рентгенология имеет в себе какой-то элемент творчества, потому что тут надо не только обладать знаниями, но и суметь найти патологию в организме человека, когда ее не видно простым глазом. И это мне понравилось, когда я выбирал свою специальность. Тем более, что она схожа с профессией художника в какой-то мере», – пояснил Виктор Коблас.
Алексей Коблас, сын Виктора Кобласа, – врач в третьем поколении, тоже рентгенолог. Сначала работал в России. Два года назад вернулся в Рыбницкую больницу. Кем стать – вопроса не было.
«На генетическом уровне передается, поэтому мне на 50% легче смотреть снимки рентгенологические. В детстве брали меня на работу, я в основном рисовал. Но перед глазами всегда мелькали и снимки, и медицинские какие-то документы, книжки. Дома хорошо, потому что все свои, близкие. В России была возможность получить дополнительное образование, собственно, что я и сделал. А для работы, получения опыта тут все есть», – рассказывает молодой врач.
Рентгенологи – внучка и невестка. Они работают в России. Вторая невестка – терапевт в Рыбнице. Когда собирается вся семья, получается настоящий консилиум.
«Конечно, о чем нам говорить… Другие о модной мебели, вещах, а мы о больных: как помочь, как уточнить, куда направить – все обсуждаем. И, конечно, семья привыкает к этому образу жизни», – смеется Лидия Константиновна.
Быть врачом для семьи Коблас – это уже образ жизни. В любую минуту они готовы спасать жизни. Лидия Константиновна дежурила по ночам до 80 лет.
Сейчас на вооружении врачей современное оборудование. Но Лидия Коблас считает, по-прежнему самое главное лекарство – доброе слово врача.