19 сентября Рыбницкий ОВД отмечает важное событие – 30-ю годовщину перехода под юрисдикцию Приднестровья. Рыбницкие милиционеры первыми приняли присягу на верность молодой республике и её народу. Решив узнать, как писала об этом событии наша газета, заглянула в подшивку 1991 года. И вот держу в руках выпуск от 21 сентября 1991 года. На первой полосе – статья «Минута высокой ответственности» о том знаменательном событии.
19 сентября 1991 года. В этот день, несмотря на увещевания и угрозы со стороны официального Кишинёва, офицеры, сержанты и рядовые работники Рыбницкого ГРОВД изъявили желание влиться в ряды вновь созданной местной милиции и перейти под юрисдикцию Приднестровской МССР.
«Во главе их встал подполковник И.В. Фучеджи, который, чтобы не оказывать на личный состав никакого давления, до 19 сентября хранил своё решение в тайне. А утром, собрав подчинённых, заявил: «Я был и до конца остаюсь верен народу», после чего объявил десятиминутный перерыв для принятия окончательного решения теми, кто его ещё не принял. Затем в зал вошли лишь те, кто не посчитал незаконным образование Приднестровской Республики.
В 17.00 во главе с Иваном Васильевичем личный состав вышел на центральную площадь Рыбницы, где их с нетерпением ждали горожане, жители сёл района.
Под гимн СССР ввысь устремляется красно-зелёное полотнище государственного флага Приднестровской республики.
Слово берёт председатель горсовета А.В. Каминский. Он призывает работников милиции верой и правдой служить народу, с честью выполнять свой долг по охране общественного порядка. Затем И.В. Фучеджи зачитывает текст клятвы рядового и начальствующего состава органов внутренних дел ПМССР, завершая её величественным и славным словом «КЛЯНЁМСЯ!». Оно, трижды произнесённое личным составом, отзывается эхом. Звучит поздравление с принятием клятвы председателя райсовета народного депутата СССР Б.Т. Палагнюка. И радостные рыбничане, нарушая может быть сценарий торжества, вклиниваются в ряды милиционеров, даря им свои счастливые улыбки, горячие слова благодарности и замечательные букеты цветов»,– писала газета «Новости».
В статье приводятся слова старшего лейтенанта Тимофея Гончара, который на тот момент отдал службе в милиции 13 лет. Трогает душу ответ на поставленный ему корреспондентом вопрос: «Не боялись вступать в ряды местной милиции?»
«А почему собственно надо было чего-нибудь бояться? Я служу народу. И, думаю, поступил очень даже правильно, выйдя сегодня на площадь для торжественного принятия клятвы. Полагаю, что этот шаг молдаванина, и не одного, поймут скоро и в Кишинёве. Народ нельзя заставить делать что-либо силой, в том числе и изучать язык. Для меня, например, никогда не имело никакого значения, какой национальности мой друг майор В.Е. Байдак. Мы с ним многие годы делим тяготы службы и радости жизни, помня лишь об одном, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком».
Рассматривая чёрно-белые фотографии к статье, словно переместившись во времени, оказалась в гуще тех событий. Присутствующие в этот день на площади поздравляли милиционеров, поздравляли друг друга. О значимости сделанного милиционерами шаге говорило и то, что люди ещё долго не расходились, а слова автора ярко отражали его: «Не часто ведь предоставляется возможность пожать руку нескольким десяткам или даже сотне милиционеров, почувствовать её крепость и то, что эта рука всегда готова тебя защитить».