29 июля 1992 года в Бендеры и Дубоссары были введены миротворческие силы Российской Федерации. Вооружённая стадия молдавско-приднестровского конфликта завершилась 1 августа. В этот день официально было завершено разведение вооружённых формирований конфликтующих сторон. В первый августовский день в Приднестровье вспоминают о трагических событиях в истории нашей республики. Для жителей республики он стал Днём памяти и скорби по погибшим в ходе агрессии Молдовы против народа Приднестровья в 1990-1992 годах. В самый трудный момент становления нашей республики жители Приднестровья не покинули родные города и сёла, а добровольно встали на защиту Родины.
Среди них – Анатолий Шевчук. Для него война началась в апреле 1992 года. Анатолий Григорьевич в то время работал водителем в автопарке. В один из дней его спросили, готов ли он поехать возить ополченцев. Анатолий согласился и на автобусе «КАВЗ» оказался на передовой. Возил товарищей в район села Кочиеры.
«Расстояние между нами и опоновцами составляло всего 350 метров. Нас разделяла переправа, которую мы дважды разбивали. В июне туда направили молдавских заключённых, которые должны были зачистить наши окопы. Их было примерно 1200 человек, а у нас всего рота, человек сто двадцать. По одной линии окопа, примерно 800 метров, – цементники, металлурги, ополченцы от насосного завода, автопарка… И эту линию мы держали», – вспоминает Анатолий Шевчук.
Из того трагического периода ему запомнился случай, когда в очередной раз в июне приехал в расположение, заехал в капонир (укрытие для транспорта в высоту и ширину около трёх метров). Покинул кабину «Эдельвейса» (так называли автобус «КАВЗ», таков был и позывной), вышли из машины и все ребята, прибывшие на смену боевым товарищам. И тут мина. Взрывной волной выбило все боковые стёкла автобуса. Тогда чудом никто не пострадал.
«Добровольцев у нас было много, порядка двух с половиной тысяч. По неделе находились на позициях, потом сменялись, порой ощущалась нехватка автобусов для перевозки ребят. Мы удерживали эти позиции в Кочиерах твёрдо и неотступно. У Молдовы был план окружить Дубоссары и потом пойти на Рыбницу. А мы, как опорный пункт, у них как кость в горле были. Оставаясь на территории позиций, ночью спал в блиндаже (полевое укрытие), а многие ребята могли отдыхать прямо в автобусе. Лето, птицы поют… И казалось, что нет никакой войны. Но она была. На самом деле было очень страшно», – говорит Анатолий Григорьевич.
Понедельник, 21 июля. Этот день навсегда остался в его памяти. В тот день он отвёз ребят в Рыбницу и обратно ехал пустым. В Гоянах понял, что идёт миномётный обстрел наших позиций. Заехал в капонир, выбежал из автобуса и прыгнул в окоп. А там увидел, как Володя Кожухарь лежит на спине, на лице его кровь.
«Такое ощущение, что происходило всё как на замедленной плёнке. Мины летят, но меня это вообще не волнует. Я ребятам крикнул, что парень ранен, вместе и понесли. Его всего осколками изрешетило, я был весь в его крови. Он ещё дышал. Мы парня довезли и передали скорой помощи, но он умер по пути в Дубоссары. Это был совсем мальчик, Володе исполнилось только 18 лет, он из с. Плоть. Повоевал всего-то три часа, и автомат в руках не успел подержать. Не забуду этого никогда, – с горечью рассказывает Анатолий Григорьевич. – Многие с молдавской стороны не хотели воевать, но их призвали на службу. Огонь без надобности, по умолчанию, не открывали с обеих сторон, не хотели убивать друг друга. Этот беспредельный обстрел скорее дело рук согнанных туда заключённых, которых мотивировали: возьмёте это плацдарм и вы свободны, или наёмников. Видимо в тот роковой понедельник, несмотря на договорённости между обеими сторонами, они и открыли огонь».
Родился Анатолий Григорьевич 25 мая 1951 года в г. Спасск-Дальнем, Приморский край. Приехал с семьёй в Рыбницу в 1988 году. Считает, что поступил как настоящий мужчина, встав на защиту Приднестровья. Вместе с боевыми товарищами они чётко выполняли приказы, каждый знал своё место и за что отвечает.
Сейчас, будучи на пенсии, вместе с членами ОО Ордена Почёта «Рыбницкий Союз защитников ПМР» проводит большую воспитательную работу патриотической направленности с подрастающим поколением. Анатолий Григорьевич горд этим и бесконечно рад общению с детьми, ведь за ними – будущее нашего государства.