В нынешнем году исполняется 35 лет со дня катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. 26 апреля 1986 года мир ощутил ту огромную опасность, которую представляет для людей неуправляемая атомная энергия. С 1986 года живёт и будет жить в наших сердцах слово «Чернобыль». О Чернобыле написано много книг, научных статей, но живое слово всегда звучит более убедительно. В нашем городе и районе живут люди, в судьбе которых Чернобыльская катастрофа оставила неизгладимый след. Об одном из них – Александре Завадском – этот рассказ.
Родился Александр Завадский 30 октября 1958 года в Рыбнице. После окончания 8 классов в СШ №3 устроился на работу, был учеником токаря на сахзаводе. А потом была служба в армии, куда Александр Завадский был призван в 1976 году. Служил в Группе советских войск в Германии. Вернувшись домой, устроился на работу на насосный завод. В апреле 1980 года стал семейным человеком, женившись на девушке Анне из Хмельницкой области. Жизнь шла своим чередом. Александр Михайлович трудился на хлебозаводе, окончил водительские курсы в ДОСААФе, вечернюю школу. Вместе с супругой воспитывали двух сыновей. Довелось ему поработать на целине. В 1983 году в Кустанайской области в колхозе им. Ленина возил с полей на зерноток зерно.
В 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, работал водителем в АТБ -7 треста «Молдстройтранс», возил бетон и раствор на строительные объекты, в том числе и ММЗ. Именно отсюда, из АТБ-7, вместе с другими работниками был направлен на борьбу с невидимым врагом.
«О том, что предстоит собираться в дорогу, узнал 1 мая. На второй день утром, в 6 часов, собрались в парке АТБ-7. Нас распределили по 2 водителя на машину. Я с напарником – на «КрАЗ-миксере» в составе колонны двинулись в путь. Когда прибыли на место назначения в Вышгород (120 км от Чернобыля), нам показали, где мы должны остановиться, и сразу на погрузку. Уже там узнали о произошедшей катастрофе. Загрузившись сухой смесью бетона, колонной в сопровождении автомобилей ГАИ приехали в посёлок Черевач – это уже в 30-километровой зоне от станции. Там сухую смесь перегружали в «КамАЗы», и они уже возили её до самого реактора. С первых дней чувствовалось недомогание как при гриппе и во рту ощущался сладковатый привкус. Перед каждой погрузкой нам давали новую спецодежду, марлевые повязки, сухпаёк на каждый рейс, талон на обед», – вспоминает Александр Михайлович.
Так на протяжении 15 дней Александр Завадский по очереди с напарником делали по рейсу в Черевач. Было нелегко преодолевать 240 км на «КРАЗе». В ликвидации последствий аварии принимали участие люди со всего Советского Союза. Александр Михайлович отмечает, что каждый с большой ответственностью выполнял поставленную перед ним задачу, ведь на карту была поставлена жизнь и безопасность людей.
А потом была вторая командировка, в сентябре. На этот раз расположились в городе Мозыре (Белоруссия), откуда возили бетонную смесь прямо на станцию.
«Возили готовый бетон. При выезде со станции проезжали через ПуСО (пункт специальной обработки – дезактивации техники). После каждого рейса водители принимали душ и переодевались в новую спецодежду. Делали по рейсу в день. В феврале была и третья поездка. На этот раз обосновались в самом Чернобыле, проживали в 5-этажке. Выполняли поставленные перед нами задачи. Третья командировка была менее длительной», – говорит Александр Михайлович.
Жизнь шла своим чередом: трудовые будни, работа в АТБ-7, служба по контракту в воинской части.
Александр Завадский неоднократно был отмечен благодарственными письмами, грамотами и другими наградами, среди которых – нагрудные знаки «Гвардия», «В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС. 25 лет», «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», памятная медаль «В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС 1986-2016гг.» и другие юбилейные медали.
Сегодня он на заслуженном отдыхе, дедушка трёх внуков и двух внучек. На днях, а точнее 19 апреля, с супругой Анной Антоновной или, как ласково называет её Александр Михайлович Аннушкой, отметят очередную 41-ю годовщину совместной жизни.
С момента аварии на Чернобыльской АЭС минуло 35 лет. Эта катастрофа в одночасье перевернула жизнь миллионов. Люди, которые попали в тот огневорот, сделали невозможное – спасли человечество от последствий крупнейшей катастрофы.
– Работали дружно, сплочённо, – говорит Александр Завадский. – А по-другому и быть не могло, ведь чужого горя, чужой беды не бывает.