Есть память, которой нет забвения

30 марта 1944 года Советское Информбюро сообщало: » Войска II Украинского фронта в результате упорных боёв овладели районным центром Молдавской СССР, городом и крупной железнодорожной станцией Рыбница».
В этот день рыбничане вздохнули облегчённо: войска 41-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Константина Николаевича Цветкова освободили город от оков фашистских захватчиков. Люди устали от чудовищной войны, от боли, голода, смертей, многочисленных потерь. На рыбницкую землю пришёл долгожданный мир. «Мир» – с каким трепетом произносили люди это слово…

Вот как вспоминал о мартовских днях 1944 года на странице газеты «Ленинское знамя» от 29 марта 1983 года ветеран Великой Отечественной войны Е. Сударев, который после окончания Великой Отечественной войны переехал в Рыбницу: «Наша вторая понтонно-мостовая бригада с передовыми частями вступила на территорию района, а затем вошла в Рыбницу. Война оставила здесь свои следы. Всюду на пути нашего следования видны были разруха, запустение. Места эти были мне знакомы: ещё до войны действительную воинскую службу я проходил в Котовске Украинской ССР, бывал в Рыбницком районе. Только что освобождённый город с радостью встречал части Красной Армии. Мы получили приказ навести две паромные переправы. И сразу же приступили к его выполнению».
Он рассказывал, что за несколько часов одна переправа была наведена в районе железнодорожной станции, другая – в районе известковых разработок. Передовые войска переправились на правый берег и с боями двинулись дальше на запад. Воины-сапёры приступили к строительству деревянного высоководного моста в Рыбнице. В течение месяца мост был построен и принят с оценкой «отлично». Участники его возведения получили благодарность от командования фронта.
Фашисты изгнаны, город вздохнул свободно и потихоньку начал возвращаться к мирной жизни.
«Живёт в нашем городе капитан запаса, инвалид Великой Отечественной войны Н.Г. Назаров. Он был первым военным комендантом Рыбницы после его освобождения от фашистских оккупантов», – писала газета от 29 марта 1979 года. Он рассказал корреспонденту о том, каким был наш город той далёкой весной 1944-го.
«Впечатления были гнетущими. Рыбница выглядела серой, умирающей, малолюдной. Повсюду были следы преступлений палачей. Особенно тягостное впечатление производила сожжённая тюрьма, в которой погибли советские патриоты и румынские антифашисты. Всюду на улицах был мусор, нечистоты, на дорогах – грязь непролазная.
Рыбничане встречали наши войска с большой радостью и восторгом. Но какие были у них бледные, измученные лица, как нищенски были они одеты! Рваная, ветхая одежонка, постолы… Тогда «мода» была: красить мешки в настое луковой шелухи и шить из них рубахи, платья. Поражали ужасная антисанитария, почти повальная вшивость, кожные заболевания. А лечить больных было негде: оккупанты сожгли городскую больницу», – вспоминал Николай Герасимович.
А ещё он поведал, что под руководством райкома партии, комсомольских организаций жители города и сёл района с энтузиазмом взялись за восстановление разрушенного народного хозяйства, оказывали большую помощь войскам.
«Например, по жёстким нормам военного времени на восстановление взорванного железнодорожного моста по плану давалось два месяца, а ввели его в строй за 48 дней. Такой невиданный темп во многом был обусловлен самоотверженным трудом рыбничан, занимавшихся земляными работами. За два месяца были приведены в нормальное состояние все дороги. За такое же короткое время восстановлена и оборудована городская больница»,– рассказал Николай Назаров.
Шли годы. Город развивался. Были стёрты с его лица оставленные оккупантами шрамы…
«Пролетели годы…
И ушла война,
Только болью в сердце
Матери она»
Держу в руках номер от 26 апреля 1980 года. Моё внимание привлекла заметка под названием «Зов матери», в которой жительница с. Емиловка Голованевского района Кировоградской области (УССР), писала, что до войны её сын Леонид Фёдорович Глобенко учился в Одессе. Оттуда его и призвали в ряды Красной Армии в 1940 году. Служил он в 41-й стрелковой дивизии.
«О своём сыне я не имею никаких сведений с первых же дней Великой Отечественной войны. Обращаюсь к рыбничанам, бывшим бойцам 41-й дивизии: помогите узнать о сыне. Может кто-то воевал с ним, встречался или слышал о нём что-либо. Сообщите об этом по адресу: УССР, Кировоградская область, Голованевский район, с. Емиловка, Глобенко С.Г.».
Откликнулся ли кто-то на просьбу женщины, узнала ли она что-то о судьбе своего сына, не знаю. Сейчас в эпоху развития Интернет-технологий, решив найти сведения о нём, зашла на Интернет-портал Министерства обороны России «Память народа» (это банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны).
Там я нашла сержанта Глобенко Леонтия Фёдоровича, который родился в Голованевском районе, с. Емиловка. Что касается даты и места призыва, там указано – 1941, Одесский РВК, Украинская ССР, Одесская обл., Одесский р-н. Как видите, в основном все данные совпадают, кроме имени. В разделе даты выбытия значится – июнь 1944, причина выбытия – пропал без вести.
Закончить статью хочется строками Александра Твардовского:
Прошла война,
прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Затем – чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем – чтоб нам
счастливо жить,
А счастье – не в забвенье!