Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С. Щипачев.
Война… Она ворвалась неожиданно. Принесла беду, боль, слёзы и страдания в каждый дом, исковеркала судьбы миллионов людей. Опалила своим чёрным крылом война и наш город.
968 дней и ночей – с 5 августа 1941 по 30 марта 1944 года – Рыбница была оккупирована вражескими солдатами. Но рыбничане не стали молчаливыми рабами фашистов – они боролись, сопротивлялись и ничто не могло сломить их дух.
Мы с чувством глубокой благодарности вспоминаем имена тех, кто пожертвовал жизнью во имя свободы и независимости своей Родины. Тех, кто сражался на фронтах, и тех, кто, находясь вдалеке от передовой, также на пределе сил приближал Победу.
В Рыбнице и Рыбницком районе в период с 1942 по 1944 годы действовала подпольная партийная организация. Документы о её деятельности сегодня хранятся в архиве Рыбницкого музея Боевой славы. Они были переданы музею руководителем группы подпольной партийной организации С.М. Грищенко и родственниками одного из организаторов подпольного партийного комитета В.И. Рыбалко. Сотрудники музея бережно хранят и постоянно дополняют фонды музея, буквально по крупицам собирая материалы.
Василий Рыбалко, бывший заместитель командира истребительного полка, попал в немецкий плен в самом начале войны, но в ноябре 1941 г. ему удалось бежать из концлагеря. Оказавшись в Рыбнице, Василий Иванович вышел на связь с коммунистами и комсомольцами, которые по разным причинам остались на этой оккупированной территории. В мае 1943 года коммунисты Василий Рыбалко, комсомолец И.И. Диревич, уроженец с. Выхватинцы, бывший секретарь Страшенского райкома комсомола и Анатолий Балан образовали подпольный партийный комитет. Секретарём был избран Анатолий Балан – директор школы села Попенки. Нарушив правила конспирации, они составили протокол, зафиксировав принятые решения: «Изучая людей, привлекать лучших патриотов в подпольную организацию». Затем были организованы подпольные ячейки в сёлах Ержово, Воронково, Выхватинцы, Запорожец, Жура, Колбасна, Белочи. Более чем через год подпольная организация уже насчитывала сотню человек. В ноябре 1943 г. в Рыбницу вернулся капитан Рыбницкого гарнизона Степан Мартынович Грищенко, бежавший из немецкого плена, его подпольщики назначили командиром партизанской группы. Основным методом действий подпольщиков стал саботаж. Чтобы помешать угону скота в Румынию, Рыбницкий подпольный комитет поручил ветеринарному врачу создать видимость эпидемических заболеваний скота и организовать карантины в местах, отдаленных от переправ через Днестр. В результате мер, принятых подпольем, был предотвращён вывоз из района 3500 лошадей, 979 голов крупного рогатого скота, около 1500 овец. Удалось спасти от вывоза и оборудование маслосырзавода, 20 тракторов, киноаппаратуру и ряд кинолент. Последнее было заслугой подпольщика Захара Авдеевича Клищевского, который с первых дней войны рвался на фронт, но был признан непригодным к службе. Оставаться молчаливым наблюдателем он не мог и стал одним из активных участников подполья. До войны Захарий Клищевский работал киномехаником, и в годы немецко-румынской оккупации с риском для жизни именно он спрятал и сохранил комплекты стационарной киноаппаратуры, а также фильмы «Ленин в Октябре», «Салават Юлаев». Сразу же после освобождения Рыбницы жители и бойцы в кинотеатре им. Завадского смогли посмотреть советский фильм, сохраненный подпольщиком Клищевским. А перед сеансом демонстрировался киножурнал «Пионерия». Это тоже уникальная победа подполья – победа за веру в светлые советские идеалы. Клищевский смог собрать радиоприёмник, который давал возможность участникам подполья слушать и распространять сводки Совинформбюро об истинном положении на фронтах. Для населения достоверная информация имела огромное значение и поддерживала веру в Победу в трудные годы оккупации. Радиоприёмник неоднократно перепрятывался подпольщиками, хранился в разных местах, в том числе у ещё одного участника подполья врача Науменко Владимира Григорьевича.
Подпольщики – жители Рыбницы и сельчане – вели диверсионную работу и своей деятельностью нанесли немалый вред фашистским оккупантам: заминировали и пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами на 48-м километре железнодорожной ветки Слободка – Борщи, еще один эшелон с боеприпасами заминировали на железнодорожной станции Рыбница. Срывали проводимую врагами вербовку в румынский корпус.
В марте 1944 г. в Рыбницкий район были заброшены с парашютами разведчики 2-го Украинского фронта лейтенант Максим Ефимович Рыбак, уроженец с. Бутучаны и радистка Надежда Герасимовна Козлова. Подпольщики оказали им помощь и поддержку, помогали в сборе разведывательных данных.
Сражались подпольщики, безжалостно уничтожая врага, наступала Красная Армия, фронт неумолимо приближался. Понимая неизбежность отступления, оккупанты свирепствовали ещё больше. Подпольный партийный комитет принял решение объединить всех членов организации в партизанский отряд.
У них было 50 винтовок и автоматов. Отряд разделился на три группы – командирами были Сигизмунд Лясковский, Николай Любинский и Василий Ковальчук. Боевым группам удалось повредить телефонную связь противника, разоружить и захватить в плен румынских и немецких солдат. Партизаны вели бои в районе села Гидирим, не давая врагу возможности отступления через Днестр и в районе Шмаленского леса, они уверенно шли вперёд и первыми соединились с Красной Армией.
Далеко не все участники подполья смогли дожить до радостного момента освобождения. Особенно черным днём в истории последних дней оккупации стало 19 марта 1944 г.
40 карателей из калмыцкого подразделения СС во главе с комендантом местной тюрьмы майором румынской полиции П. Валуцэ расстреляли прямо в камерах 270 политических заключенных и подожгли здание. В числе погибших были стойко выдержавшие зверские пытки оккупантов руководитель Каменской подпольной организации Яков Кучеров, активный участник подполья А.С. Шпатарь, более 30 подпольщиков Песчанского района Одесской области, участник диверсии на перегоне Крыжополь – Рудница подпольщик из с. Хрустовая И.Ф. Думнезеу, жители с. Воронково братья Антон и Максим Параскевич и К. Бучацкий, другие доблестные бойцы Сопротивления. Только семи узникам удалось выбраться из горящей тюрьмы и скрыться.
О страшных подробностях совершённого военного преступления рассказал в своей книге «Злодеяние» румынский антифашист Матей Галл. Книга издана в 1960 году и один её экземпляр хранится в Рыбницком музее Боевой славы.
Проводил детальное исследование этой трагедии доктор исторических наук Петр Шорников. Он опубликовал воспоминания одного из уцелевших узников тюрьмы Кирилла Цуркана, бывшего руководителя Слободзейской подпольной организации.
Мир – какое звенящее, совершенное, гармоничное слово. Короткое и емкое понятие, оплаченное дорогой ценой – ценой человеческих жизней!
На холме, откуда открывается вид на Днестр, расположен Мемориал воинской Славы.
Под сенью шумящих листвой деревьев – гранитные плиты. На них высечены имена погибших подпольщиков.
На плитах всегда лежат живые цветы…