Помню, как в детстве в жаркий летний день доводилось пить воду из небольшого глиняного кувшина с узким горлышком (у нас его называли бурлуй). Вода в нём была холодной, словно её только что набрали из родника. Испив водицы, чувствовалось, как тело наполнялось жизненной энергией и новой силой. И сегодня у меня дома хранится небольшой бурлуй. Правда, воду в него не наливаю, стоит кувшин просто для красоты. Сегодня мало кто использует глиняную посуду в обиходе, по крайней мере у нас. Но были времена, когда она была, как говорится, в тренде.
Горшки, макитры, кувшины, миски, тарелки и всё это из глины – в фондах Рыбницкого историко-краеведческого музея хранится большая коллекция глиняной посуды. На многих время оставило свой отпечаток. Кстати, о времени. Как рассказала главный хранитель фондов музея Людмила Мараренко, у глиняной посуды интересная и многовековая история.
«Одним из важнейших технических изобретений неолита стала керамика. С глубокой древности у людей были ёмкости из камня. Но сосудов, в которых можно было хранить жидкость, до этого времени не существовало. Выбор глины в качестве материала и её использование для изготовления керамики, наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества, были делом случая. Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений», – поведала Людмила Мараренко.
Поначалу эти предметы были простыми и непритязательными. Но со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.
Естественно наиболее развитой областью народного промысла являлось гончарное дело. Оно – одно из древнейших в наших краях.
«Изобретение гончарного круга – важнейший этап развития производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари. Вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении», – рассказала Людмила Анатольевна.
Керамические сосуды отвечали требованиям, которые диктовались образом жизни и видами деятельности населения. Каждый из них выполнял определённые функции – одни предназначались для хранения продуктов, в которых держали варенье, повидло, тушёное мясо, жир и др. А ещё имелись крынки для молока, кувшины (бурлуи) – в них хранили и переносили жидкости. Другие служили для приготовления и употребления пищи – горшки, миски, тарелки, блюда, чашки, солонки. Формы и пропорции этих изделий различались в зависимости от назначения. Долгие годы керамическая посуда была в принципе единственной. Уже потом появились металлические горшки – чугунки, которые можно купить и сейчас, стеклянная и фаянсовая посуда.
Как я уже говорила, в фондах Рыбницкого историко-краеведческого музея хранится большая коллекция глиняной посуды. Моё внимание привлёк приличных размеров сосуд. Как рассказала Людмила Мараренко, это бурлуй. Он один из самых больших из этой серии, его высота – 40 см. На его фоне другой экспонат – сувенирный кувшин с ручкой порядка 19 см высоты – просто мелочь пузатая. Рассматривая экспонаты, словно прикоснулась к старине, к прошлому своих предков. А это всегда интересно.