Не гаснет памяти огонь

    26 марта 1944 года от фашистов освободили рыбницкие села: Колбасну, Ульму и Васильевку. Тяжелее всего было выбить врага из села Колбасна: там бои шли за железнодорожную станцию еще 4 дня после освобождения самого села. Для немцев это был стратегически важный объект.
     В вечном огне видишь
     вспыхнувший танк,
     Родные горящие хаты,
     Горящий Смоленск
     и горящий рейхстаг,
     Горящее сердце солдата.
    Эти стихи у братской могилы советских воинов и памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, читает Валерия Горбенко. Она – правнучка героя Великой Отечественной. Фёдора Горбенко призвали на фронт в первый день войны – 22 июня 1941-го. Его родное село продержалось до 5 августа. Началась румынская оккупация.
    «Мой прадедушка Горбенко Федор Назарович, 1914 года рождения, был разведчиком и прошел всю войну от начала до конца, дошел до Берлина и вернулся домой. В музее «Патриот» в Москве висит его портрет и находится информация о том, где он воевал», – рассказывает школьница.
    А Кузьме Семенцулу в начале войны было 11 лет. Помнит, как румыны убивали их соседей-евреев. В Колбасне было гетто, в котором было жестоко убито 3 тысячи человек. В селе есть памятный знак этой трагедии. В марте 44-го в дом Кузьмы Тимофеевича ночью постучали советские разведчики.
    «Отец открыл, вошли два офицера. Я в это время спал на печи, а старший брат меня толкает и шепчет: «Уже русские пришли»!. А потом их угощали жареной картошкой», – вспоминает Кузьма Семенцул.
    26 марта со стороны Украины в село вошли советские войска. Колбасну освободили. А вот за железнодорожную станцию сражались еще до 30 марта.
   

В селе Колбасна было много подпольщиков, которые оказывали большую помощь в освобождении всего Рыбницкого района. Уже после освобождения многих жителей села призвали на фронт, в том числе отца Кузьмы Тимофеевича. А его дядя Арсентий Семенцул – кузнец и труженик тыла – ковал Победу на заводе в Барнауле – собирал танки.