Стереть из памяти нельзя

Война в Афганистане… Это трагическое событие кажется очень далеким. Но снаряды этой войны до сих пор отзываются в наших сердцах эхом горя и потерь. Мальчишки, которые в детстве играли в «войнушку» и знали о настоящей войне лишь понаслышке, попали в самое пекло, их всюду подстерегала опасность и смерть. Они воевали в горячих точках, доставляли боеприпасы, охраняли особо важные объекты. Можно только представить, что творилось в душе юных бойцов: испуг, недоумение, страх перед неизвестностью. Это было поистине тяжелое время.

341 рыбничанин воевал в афганской войне, из них 9 человек не вернулись домой живыми. Они выполняли свой интернациональный долг с честью, проявляли героизм и настоящее мужество. Один из тех, кому выпала доля служить в Афганистане, – Георгий Ротарь, отважный герой, настоящий мужчина и борец за мир на земле.
Молодой Гоша заканчивал мореходное училище в Килии Одесской области, строил радужные планы на жизнь, мечтая попасть на службу в морфлот. Он тогда и не подозревал, что в его судьбе грядут глобальные перемены. Призыв в армию для Георгия обернулся полной неожиданностью: он попадает в учебный полк операторов БМП г. Бердичева (Житомирская область). Служба проходила легко и непринужденно. «По завершении учебки меня определили в резерв Генштаба. В один из дней, возвратившись вечером из караула, получаю команду: «Принимайте парадки!». Понимаю, что куда-то отправляют. Утром старшина отдает приказ: сдать ремни и сапоги. В обмен на них нам выдают яловые сапоги и кожаные ремни. В голове сразу возникает мысль: отправляемся за границу. Посадили нас в поезд. А далее Вильнюс, Калининград, потом Гвардейск – городок под Калининградом, где проходят сборы. В течение 2 недель формируется полк в 3,5 тысячи человек. Ежедневно проводятся медкомиссии. Никто из ребят не понимал, куда предстоит держать путь и что ждет. А потом снова в поезд и уже через полмесяца – Туркмения. Здесь нас ожидала переподготовка, знакомство с новой военной техникой и оружием. И в Афганистан я попал в начале марта 1985 года, будучи старшим сержантом, командиром расчета «СПГ» 2-го десантного штурмового батальона, нес службу в составе 12-го горного мотострелкового полка»,– вспоминает Георгий Ротарь.
Он был так воспитан: если пришел служить, значит неважно где. Поэтому известие воспринял совершенно спокойно: ни паники, ни страха. Да к тому же был молод, горяч в свои 19 лет, поэтому многого еще не осознавал и принимал как должное. Присягу принял, значит приказы не обсуждаются. За время службы молодой парень повзрослел не по годам, научился принимать решения и брать ответственность на себя.
«Перед моими глазами до сих пор всплывает одна яркая картина. Выдвигаясь из поселка Кушка в телогрейках и валенках, где снег был по пояс, сильнейший мороз, колотун, мы оказались в городе Герате 1 марта, будто в другой реальности. В ту пору в восточном городе всё цвело и благоухало: сирень, абрикосы, гранат… Здесь кипела жизнь, природа была в самом соку. Но уже спустя 2 недели горы, где цвели дикие тюльпаны, были выжжены», – с горечью в голосе рассказывает Георгий Иванович.
За время боевых действий Георгий Ротарь участвовал в 24 боевых вылазках. Сперва в его задачи входило заниматься охраной трубопровода, затем служил в противотанковом взводе гранатометчиком на СПГ.
Пребывая на боевых позициях, Георгий Ротарь сдружился с сослуживцами, сумел найти общий язык с местным населением. Он чувствовал себя здесь по-особенному, несмотря на происходящие события. «В Афганистане меня поразила природа края: горы, пустыня с нетронутой веками пылью, камни, дефицит воды, дневная жара, ночной холод. Это страна феодального строя, порядки у них оставались средневековыми, особенно в кишлаках. Конечно, для нас это был шок. Женщины в паранджах, дети грязные, оборванные», – делится афганец.
Пожалуй, самым трагичным и трудным выдалось для воина-интернационалиста 5 июля 1985 года. «Во время одной из операций тяжело ранило командира танкового батальона. Два моих друга (еще с учебки) отправились его вытаскивать. Но к тому моменту, как они подъехали к танку, майора вертолетчики успели уже эвакуировать. Они проехали буквально 300 метров от подбитого танка и подорвались на фугасе. Никого больше этот фугас не зацепил, только этих двоих ребят, хотя оба не должны были находиться в этой машине. Ни один из них не был ни членом экипажа, ни командиром этой машины. Как они там оказались? Для меня это загадка по сегодняшний день», – сокрушается наш герой.
Георгий Ротарь служил в горячей точке почти 3 года. В 1986 году он сперва ушел в отпуск, а потом демобилизовался. Спустя время мужчина вновь хотел вернуться на службу, подавал заявку. Пока решение принималось, советские войска уже вышли из Афганистана. Но он остался на территории Афганистана, где продолжил службу по контракту, пока не уволился. После пережитого и пройденного Георгий Иванович вернулся в Рыбницу, где продолжил свой путь в понтонно-мостовой части, затем в миротворческих силах. Здесь же встретил свою вторую половину, с которой в браке родилось двое детей. Сегодня он трудится на благо своей малой родины слесарем в ГУП «Водоснабжение и водоотведение».
Георгий Ротарь – скромный человек, который не любит хвастаться своими подвигами и достижениями. Он, как и его сослуживцы, просто отдавал свой армейский долг. За участие в боевых действиях в Афганистане был награжден знаком «Воинская доблесть».
«Все это невозможно забыть. Афганистан навсегда стал неотъемлемой частью нашей жизни, жизни наших семей», – признается бывший военный.