На Молдавском металлургическом заводе работает 2300 человек, настоящая большая семья, в прямом смысле этого слова. На ММЗ – 425 династий! По сути половина коллектива – родственники.
Братья Салеба – металлурги во II поколении. Мама и папа работали с пуска завода. Кажется, в их жилах уже течет раскаленная сталь.
«Когда возник вопрос выбора профессии, я даже не задумывался, пошел учиться в Национальную металлургическую академию Украины в городе Днепропетровске, потом вернулся в Рыбницу. Для меня это работа настоящего мужчины. Плавя металл, по сути, мы делаем из мусора, из лома готовую продукцию», – рассказывает мастер смены электросталеплавильного цеха ММЗ Алексей Салеба.
Вслед за старшим Алексеем на завод пришел младший брат Антон. Сталевары Салеба всегда друг другу помогают. Алексей работает 20 лет, Антон – 14. Шутят, варят сталь по семейным рецептам.
«Варим от обычной арматуры до высокоуглеродистых марок стали. И любая сталь требует внимания. В этой работе не бывает рутины, всегда что-то новое, всегда надо чему-то учиться», – говорит мастер смены электросталеплавильного цеха ММЗ Антон Салеба.
В сортопрокатном цехе тоже свои «огненные» династии. Здесь трудятся отец и сын Шолдя: Анатолий – оператор стана горячего проката, Андрей – вальцовщик. Все три сына загорелись мечтой – приручить металл.
«Старший сын сейчас в Ираке, работает на металлургическом заводе. Средний – со мной, младший тоже собирается по нашим стопам: «Я буду только металлургом». Раскаленный металл приручить, наверное, как огонь, как воду, невозможно. Вот если выходит качественная продукция, значит мы приручили этот металл», – рассказывает оператор стана горячего проката ММЗ Анатолий Шолдя.
Любовь к раскаленному металлу передалась на генетическом уровне. Отец и сын – напарники. В цехе не просто бригада, а семья. Вместе любая работа по плечу.
«У нас вообще работа связана, мы друг без друга работать не сможем, друг от друга зависим, так сказать. Он клети мне настраивает, где-то там подтяжку делает, подпор. Бывает, мы только жестами общаемся, от стана не слышно кричать», – рассказывает о семейном подряде сын Андрей Шолдя, вальцовщик стана горячего проката ММЗ.
ММЗ стал судьбой и для семьи Пламадяла. Отец и сын работают в управлении по ремонтам. Но на разных участках. Сергей – слесарь, ремонтирует механическое оборудование. Александр – мастер-электрик, обслуживает электрооборудование.
«Я родился в этом городе, учился, и когда построили завод, я целенаправленно поступил в Криворожский металлургический техникум. Люблю профессию, мне нравится, когда после ремонта оборудование обретает свою вторую жизнь», – поделился глава династии Сергей Пламадяла, слесарь-ремонтник ММЗ.
«По стопам отца я пошел, потому что каждый раз, когда он приходил с работы, я его расспрашивал, было очень интересно знать о производстве, как все происходит», – рассказывает его сын Александр Пламадяла, мастер-электрик ММЗ.
Для металлургов день рождения ММЗ – это семейный праздник. Отметили скромно – у станка. Сейчас металл не плавят. Но работы много. По традиции январь – время ремонтов.