«Дорога Победы»

Ленинград… Не вычеркнуть из нашей памяти историю подвига ленинградцев в годы Великой Отечественной войны и гордость за город, который 872 дня стойко сопротивлялся врагу вопреки всему.

Блокада Ленинграда – это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Длилась она с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 872 дня боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Захват Ленинграда был одной из важнейших задач гитлеровской операции «Барбаросса». Во-первых, этот город с самого своего рождения носил статус российской северной столицы. Во-вторых, он был колыбелью русской революции и носил имя ее вождя. В-третьих, здесь располагалась главная база Балтийского флота. В-четвертых, Ленинград был крупным промышленным центром, важным звеном оборонной индустрии СССР.
Так что Гитлер мечтал о взятии Ленинграда. И был настолько уверен в своей победе, что приказал заранее изготовить приглашения на празднование этого события. Однако Ленинград так и остался непокоренным.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугубленный особенно суровой зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.
С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать коридор. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях, под обстрелами и в мороз, буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. «Дорога Победы», так ее назвали ленинградцы, днем была смертельно опасна, так как местность простреливалась врагом.
Прорыв блокады, который позволил проложить железную дорогу напрямую, зависел от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда.
Блокада Ленинграда была прорвана… Но до полного ее снятия было еще далеко.
Старший научный сотрудник Рыбницкого музея Боевой славы Н.А. Нагиева рассказывает: «В фондах музея хранятся воспоминания жителей города, переживших блокаду. Это Шишкина Евдокия Ивановна, Майстренко Петр Сергеевич, Демичев Николай Васильевич, Кернер Исаак Маркович, Гавриленкова Алла Даниловна, Кудык Борис Васильевич, Суханова Галина Давыдовна и другие».
Так, защитник Ленинграда Кернер Исаак Маркович во время блокады обеспечивал исправную работу телефонной связи из штаба полка в батальоны. Ему часто приходилось ремонтировать взорванную немецкими бомбардировками линию передач. Из его воспоминаний: «Наши танки пошли в наступление, в ходе которого была нарушена связь. Командир полка после безрезультатных попыток связаться с командующим армией дал приказ связистам: «Срочно восстановить связь!».
Сколько было таких приказов! Где ползком, где бегом, днем и ночью, пригибаясь от выстрелов и залпов снарядов, налаживали и восстанавливали связь с боевыми товарищами. Воевавшим на передовой еще «повезло». Их суточный рацион составлял 500 граммов эрзац-хлеба. А жители Ленинграда получали всего 125 граммов хлеба. Немцы душили ленинградцев блокадой, это была просчитанная блокада: не сдаются силе оружия – заморим голодом. Одним из первых объектов, который разбомбили фашисты, были Бадаевские склады, где хранились стратегические запасы продовольствия. На город сыпались листовки: «Доедайте горох и сухари, скоро все передохните!». В Ленинграде этими листовками топили буржуйки, засыпали кипятком свои квадратики черного, как земля, хлеба и уходили на заводы делать оружие. Сначала были только винтовки со штыками, но за короткое время на ленинградских заводах был налажен выпуск автоматического оружия. В труднейших условиях блокады город в считанные месяцы перестроился на военное положение. Сила духа жителей Ленинграда и советских солдат оказалась сильнее фашистских снарядов и бомб, сильнее голода.
При прорыве блокады в районе Невской Дубровки Исаак Маркович получил ранение в левую ногу, попал в госпиталь на станции Молочная под Ленинградом.
На Ладожском озере еще лед стоял, и продовольствие поступало в Ленинград по озеру, его называли «Дорогой жизни». По этой дороге вывозили больных, истощенных от голода людей и раненых, а обратно везли продукты. По этой дороге жизни и вывезли Кернера Исаака на большую землю, в тыловой госпиталь. После лечения был демобилизован с группой инвалидности.
Кернер Исаак Маркович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, «Жукова», нагрудными знаками: «Невский плацдарм», «Ветерану Невской Дубровки 1941-1945 гг.». Исаак Маркович умер в 2012 году.
– Нелля Алексеевна, в нашем городе еще проживают живые свидетели блокадного Ленинграда?
– Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребенок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьезные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней. В Рыбнице проживает Суханова Галина Давыдовна, пережившая в детском возрасте блокаду Ленинграда. Вот что она вспоминает: «Я родилась в г. Ленинграде 20 марта 1940 г. Жила вместе с мамой Клавдией Дмитриевной Ревзиной, У мамы была большая семья, всего 10 человек, и в городе также проживали мои дяди и тети.
Маме было 22 года, когда началась блокада. Работала парикмахером – «дамским мастером». Нам давали карточки на пайки, в которые входили наборы круп, макароны, хлеб. Все было в малом количестве, но все же эти продукты не давали нам умереть от голода. По рассказам мамы, я каждый день просыпалась и просила суп. Мама варила нам суп из обойного клейстера, и он казался мне вкусным.
Когда мне исполнилось два года, я уже понимала, что летят немецкие самолеты – «немечки». Однажды мама возвращалась со мной домой и возле подъезда стояла группа молодых людей, которые начали разговор, приглашая к себе, но мама отказалась. Лишь мы отошли, через минуту на этих ребят упала бомба. Мы чудом остались в живых.
Отопления в квартирах не было, зимы выдались очень холодными и от мороза умерло очень много людей.
За четыре месяца до окончания блокады нас вместе с мамой вывезли через Ладожское озеро за Урал. В 1945 г. мы вернулись в родной Ленинград. Здесь я окончила политехнический институт. Затем была направлена в г. Череповец. Оттуда, по приглашению Молдавского металлургического завода – в Рыбницу, где и трудилась вплоть до выхода на заслуженный отдых».
Человеческая история не знает другого такого примера массового героизма защитников и граждан многомиллионного города, выдержавшего столь длительную осаду и победившего.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание «Город-герой».