В музее А.Г. Рубинштейна и истории с. Выхватинцы хранятся более 2000 экспонатов, и у каждого из них своя интересная история. В прошлом году Ставила Петр подарил музею экспонат, вызвавший большой интерес. Это был старинный фотоаппарат.
В ходе исследования было определено, что это советская модель фотоаппарата, созданная в детской трудовой коммуне НКВД Украинской ССР имени Ф.Э. Дзержинского, расположенной под Харьковом. Воспитанники называли свою колонию «страна ФЭД» по инициалам самого известного в СССР чекиста. Именно силами несовершеннолетних воспитанников этой коммуны началось производство компактного, очень прочного и недорогого отечественного пленочного фотоаппарата.
После Первой мировой и Гражданской войн в Советской России резко выросло число беспризорников. Еще осенью 1921 года председатель ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликс Дзержинский возглавил еще одну новую комиссию, которая так и называлась «По улучшению жизни детей». Так что не случайно именно «железному Феликсу» приписывают авторство идеи создания детских колоний для малолетних преступников. Попечением о беспризорных, кроме милиции, занимались и Наркомздрав, и Наркомпрос, и профсоюзы, и комсомол. Детей предлагали учить без уроков и бригадами, а одним из самых интересных и эффективных в советской педагогике стал метод самоуправления. А самым известным педагогом, реализовавшим эту идею на практике, был воспитатель колонии Антон Макаренко.
Под колонию был задействован заброшенный монастырь, в котором провели ремонт, заделали прогнившую крышу, а обустройством их нового общего дома они должны были заниматься самостоятельно, своими силами. Так ребята сделали столы, стулья, побелили стены, починили двери. Жизнь заставила ребят работать совместно, у каждого была конкретная сфера деятельности. И если кто-то переставал выполнять свои функции, остальным приходилось труднее, и они сами воспитывали «лентяя». Так колония вскоре превратилась в коммуну, где не было охраны и колючей проволоки на заборе. В 1932 году при коммуне был запущен первый в Советском Союзе завод по сборке электроинструментов. Воспитанники легко и быстро освоили производство электрических сверл, которые до этого импортировались из-за рубежа. Первые удачи на электрическом поприще вскоре позволили существенно усложнить задачу: коммунары дерзнули собрать фотоаппарат. В коммуну привезли последнюю модель немецкого фотоаппарата «Leica». Она была разобрана на мельчайшие детали, а затем собрана заново.
Есть мнение, что камера «ФЭД» – точная камера немецкого аппарата «Leica» образца 1925 года. Согласно другой версии, непосредственный предок коммунарского «ФЭДа» был собран на Украине еще до революции, в 1906 году, и это была малоформатная камера «Циклоп», созданная умельцем Корнелием Евтушенко. Вполне вероятно, что именно «Циклоп», которым, к слову, пользовались даже при дворе императора Николая II, и оказался прототипом советского «ФЭДа».
К концу 1932 года было собрано 10 первых камер. Говорят, их преподнесли в дар руководству страны. А когда эксперты подтвердили их отличное качество, фотоаппараты от коммунаров пошли в серийное производство. Так в 1934 году было выпущено 1800 портативных «ФЭДов», а в 1935 – 15 тысяч. В общем фотоаппарат «ФЭД» был в 30-е годы настоящим чудом техники. Причем собирали его тринадцатилетние пацаны, имея в распоряжении самые примитивные инструменты. Фотоаппарат состоял из 80 деталей, которые собирались вручную, детали покрывали никелем, а позднее перешли на хромирование (коллекционеры именно по этому признаку отличают первый выпуск «ФЭД»). Затем коммуна стала производственным комбинатом НКВД, где организовали конвейерное механизированное производство. На первых фотокамерах «ФЭД» обязательно гравировали серийный номер и место сборки. Но когда объемы производства увеличились, от нумерации отказались. До войны объем выпуска составил около 160650 аппаратов. Немного усовершенствовав выдержку и объектив, с 1938 года начали выпускать «ФЭД-С». Готовилась к производству высококлассная модель «ФЭД-Б». Но массовое производство остановилось из-за начала войны. Также небольшими партиями для военных целей велась сборка «Командирский ФЭД». После окончания войны производство фотокамер «ФЭД» возобновилось в Харькове.
Благодаря успешному производству, коммуна, которая была на хозрасчете, жила довольно безбедно. Прибыль с продажи “ФЭДов” полностью покрывала затраты на содержание завода, общежитий, школы, а еще ежегодно приносила в государственную казну пять миллионов рублей. За счёт заработанных денег коммунары путешествовали по стране, отдыхали на море, посещали театр. Вскоре коммуну превратили в завод, а повзрослевших коммунаров – в рабочих. В 1955 году советские конструкторы разработали «ФЭД-2», последним представителем легендарного фотоаппарата стал «ФЭД-5», который начали выпускать в 1977 году. Но в начале 90-х годов в СССР появились более дешёвые фотоаппараты. Устаревшие модели «ФЭД» не выдержали конкуренции, и в день шестидесятилетия завода производство было остановлено. Вскоре техническую документацию передали на другие советские заводы. В подмосковном Красногорске его выпускали под брендом «Зоркий».
Для обычного человека фотоаппарат «ФЭД» покажется ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотоаппаратов, им отдают предпочтение. Но для фотолюбителя легендарный «ФЭД» – целое сокровище. Профессионалы с помощью старенького фотоаппарата могут создать фотошедевр.
Сегодня данный экспонат занимает одно из почетных мест в зале истории села Выхватинцы. История данного экспоната тесным образом связана с именем Ф.Э. Дзержинского, вошедшего в советскую историю как выдающегося государственного и политического деятеля, боровшегося за освобождение трудового народа. В 1951 году в селе Выхватинцы на коллективном собрании колхоза и на сходе граждан села было единогласно проголосовано о присоединении существующих трех колхозов в один и придании ему имени Дзержинского.
Е. Бондаренко, заведующая музеем А.Г. Рубинштейна
и истории с. Выхватинцы.