Её года — её богатство

Годы – словно километры дорог. Чем дальше мы идем, тем больше их остается позади. За плечами героини моего очерка Анны Арсеньевны Руденко их 95. Анна Арсеньевна встретила меня милой улыбкой. Доброжелательная, веселая, она сразу обаяла меня своим оптимизмом. «Наверное, и собеседница она хорошая», – подумала я и не ошиблась. Разговор наш был очень интересным. О своей жизни, особенно о некоторых ее эпизодах, Анна Руденко рассказывала так содержательно, что казалось, что я вместе с ней стала их участницей, прочувствовала все ее переживания.

История Анны Арсеньевны началась в далеком 1927 году. Родилась она 10 апреля в с. Шершенцы Кодымского района Одесской области в крестьянской семье. У родителей было пятеро детей. С малых лет трудилась в поле, помогала маме и папе с домашними делами, училась в школе. Но в мирную жизнь ворвалась Великая Отечественная война.
«Был воскресный день, уже до обеда все мужчины были мобилизованы на фронт. В селе одни женщины, старики да дети остались. Мужчин забрали, трактора стояли, а работать в поле надо было. В нашем селе было три колхоза, среди которых и наш имени Куйбышева. С каждого колхоза по три человека направили в Кодыму учиться на тракториста, в их числе и меня», – вспоминает Анна Арсеньевна.
Пройдя ускоренный курс обучения, села за руль трактора в родном колхозе. С детства привыкшая к нелёгкому крестьянскому труду, девушка быстро втянулась в трудовые будни. Свой первый рабочий день помнит как сегодня.
«Был у нас в селе пожилой мужчина, который мог ремонтировать тракторы. Он и был моим «экзаменатором». Первое и настоящее испытание – завести трактор. Для этого резким движением надо было потянуть шнур, чтобы запустить трактор, – не самая простая задача. Для этого надо было иметь силы. Он нам показывал, как это делать. И вот трактор заведен, сзади прицеплены 3 плуга, он сел в трактор возле меня и произнес: «Вперед». Прошла один раз по полю, второй. «Будем работать», – сказал он, хлопая меня по плечу. «Конечно, будем», – ответила я. Заступала на работу на сутки – с утра и до следующего утра. Представьте себе: ночь, вокруг ни души. Я одна в поле на тракторе работаю. Научилась и пахать, и сеять, и хлеб убирать… Трудились не покладая рук. Все для фронта, все для победы!», – рассказывает Анна Руденко.
С болью в сердце рассказывает Анна Арсеньевна о времени оккупации. Вспоминает, как через село шли фашисты.
«Их шла стена, были жестокие бои, наши отступали. Немцы пошли дальше, а мы хоронили наших погибших воинов. Во время оккупации в селе хозяйничали румыны. Если отказывались работать – били. Однажды меня и других девушек направили в поле недалеко от нашего села мины искать. Дали в руки миноискатели и вперед. Когда тот издаст звук – значит мина. Место отмечали флажком. Ночью я сбежала.
«Тебя будут искать и расстреляют», – сказала мама, когда я прибежала домой. Тогда я отправилась к дедушке в село Кайтановка. Дед меня спрятал. Там и прожила некоторое время», – делится Анна Арсеньевна.
В родительском доме Анны остановился румынский офицер…. Шел 1944 год. Однажды ночью к нему прискакал на коне румын и что-то сказал. Спустя некоторое время кругом воцарилась тишина. Никого не было.
«Мама, что случилось, почему все убежали?» – спросила я. На что последовало: «Не знаю». Мы закрыли двери и легли спать. Тут раздался стук в окно.
– Кто? – испуганно спросила мама.
– Откройте, свои.
Их было человек 50 или больше. Попросились отдохнуть. С чердака в дом, сарай нанесли сена и расположились на ночлег. Кто-то спал в «великi хатi», кто-то в коридоре, кто-то в нашей комнате, другие в сарае – главное было отдохнуть, ведь впереди их ждала нелегкая военная дорога», – поделилась моя собеседница.
При воспоминаниях о дне освобождения в ее глазах появились слезы.
«Нашей радости не было предела», – делится Анна Руденко.
Жизнь возвращалась в мирное русло. Анна Арсеньевна работала на восстановлении железнодорожных путей, затем в родном колхозе звеньевой полеводческой бригады, была стахановкой.
Некоторые односельчанки уехали работать в Рыбницу. Вот и Анна загорелась желанием. Но тогда сельским жителям паспорта не выдавали. Девушка попросила отца, который недавно вернулся с войны, пойти к председателю колхоза за справкой, чтобы она могла уехать…. Перебравшись в Рыбницу, Анна Арсеньевна трудилась на сахарном заводе, в горторге. В работе быстро пролетели годы. Анна Арсеньевна вышла на пенсию, но продолжила трудиться – работала в детском саду №13 завхозом.
Родительский дом в селе Шершенцы стал для Анны Руденко дачей. Хлопотала в огороде, а работать было где – 50 соток. Ухаживала за большим хозяйством: свиньи, утки, гуси. Такая вот у нее привычка – быть всегда при деле.
Анна Руденко – труженица тыла, ветеран труда. Она обычная женщина, испытавшая на своем веку и радости, и горести: потеря родных людей глубокой раной легла на сердце. Нет в живых внука, сына, мужа. Ее семья сегодня – это дочь, двое внуков, правнук и правнучка.
Слушая рассказ Анны Арсеньевны о днях давно минувших, я невольно ловила себя на мысли, что несмотря на почтенный возраст, Анна Арсеньевна не поддаётся годам, она остаётся жизнерадостной и приветливой.
«Что мне поможет, если я буду унывать? Поэтому я на жизнь смотрю с оптимизмом», – с улыбкой на устах сказала Анна Руденко.