– так говорил о Приднестровье один из ярчайших политиков и её основателей, преданный и верный сын нашего государства Владимир Павлович Воеводин – человек, который приложил колоссальные усилия для того, чтобы обосновать создание Республики в юридическом и правовом поле. И даже после многочисленных угроз и покушения он не отказался от своих убеждений…
Рассказывать о Воеводине легко и в то же время трудно. Легко – потому что был он человеком из народа и свою биографию начал монтёром в Рыбницком узле связи. Потом был Одесский институт связи. Когда начали строить Молдавский металлургический завод Владимир Павлович перевёлся на это новое, гигантское, по местным меркам, предприятие. И цех связи – как один из самых ответственных участков в технологическом процессе современного предприятия.
Владимир Павлович Воеводин был настоящим профессионалом и активным общественником. Но самые его лучшие качества как гражданина и общественного деятеля раскрылись в период забастовочного движения в конце восьмидесятых – начале девяностых прошлого века.
Именно Владимир Павлович был одним из инициаторов проведения первого в истории страны референдума, на котором гражданам предстояло ответить на вопросы, касающиеся самоопределения республики и создания Приднестровской автономной республики в составе МССР на основе равноправного функционирования трёх языков.
Был шанс сохранить Молдову единой – без забастовок, без войны, без сотен погибших по обеим сторонам Днестра людей. Но власти Молдовы не воспользовались этим шансом. Оставалось одно – бастовать.
За весь период политической забастовки было принято множество обращений, воззваний в адрес руководства СССР и МССР, к депутатам Верховных Советов братских республик тогда ещё единой страны с просьбой помочь наладить созидательную стабильную обстановку в регионе. Автором большинства обращений и воззваний был Владимир Павлович Воеводин – один из идеологов зарождающейся республики. И воззвания, и вопросы референдумов, которые проводились в Приднестровье, и текст присяги на верность народу Приднестровья, которую давали наши милиционеры, – плод большой интеллектуальной работы Владимира Воеводина и его товарищей по забастовочной борьбе.
Нельзя обойти вниманием и такую немаловажную сторону работы Воеводина, как исследовательская. По его инициативе группой активистов городского забасткома под руководством Воеводина была проведена огромная работа по историческим изысканиям в архивах Киева, Одессы, Каменец-Подольска. Именно по результатам этих изысканий Владимир Воеводин документально обосновал право народа Приднестровья на самоопределение.
Рыбничане уважали Воеводина, ценили его организаторские способности, человечность, открытость. Его неоднократно избирали депутатом Верховного Совета ПМР.
Владимир Павлович Воеводин участвовал в работе II Чрезвычайного съезда депутатов всех уровней, на котором было принято решение о создании нашей Республики.
Когда начались боевые действия против народа Приднестровья, он регулярно выезжал на позиции, заботился о быте и обеспечении гвардейцев и ополченцев.
Владимир Павлович сам был человеком пишущим и уделял большое значение работе средств массовой информации. Уже после войны он возглавил комитет Верховного Совета по связям со СМИ и общественностью, и в этом плане его заслуги неоспоримы. Сегодня мало кто об этом знает, но корпункт телевидения ПМР в Рыбнице был организован во многом благодаря помощи Воеводина. А журналисты считали его своим идейным наставником – он уважал их труд и всячески поддерживал…
До самого последнего своего вздоха Владимир Павлович Воеводин был на передовой борьбы за республику, за её интересы и признание.
Десять лет назад его не стало. Но жива республика, которую он любил и которой служил, живы его идеи. Жива вопреки испытаниям и трудностям, которые выпали на её судьбу, и с каждым годом она становится всё краше и сильней.
Именно об этом и мечтал её верный сын Владимир Павлович Воеводин.
И пусть наша непризнанная, но состоявшаяся республика будет памятником Владимиру Воеводину и всем тем, кто жизнь свою посвятил нашей любимой Родине!