Свидетельство с нацистской свастикой

Родиться и выжить в концлагере! Это невероятная история рыбничанки Гени Леницки, которая появилась на свет там, где все были обречены на смерть. Но вместе со своей матерью она прошла все муки ада и чудом выжила. В её свидетельстве о рождении чернеет нацистская свастика, а в сердце – след от загубленного детства.

В комнате у Гени Евгеньевны на главной стене висит большая чёрно-белая фотография. На снимке – утончённая дама в шляпе, которая как будто смотрит на всех из прошлой эпохи. Это её мама – Антонина Леницки. Родом она из Харькова. Здесь вышла замуж и жила своей счастливой жизнью, пока не началась война. Когда немцы заняли родной город, женщину вместе с другими угнали в Германию.
«Мама вышла в магазин. В Харькове была облава. Немцы людей похватали и погнали. А она ещё была на каблучках. До Киева людей гнали пешком, потом пересадили в товарный поезд», – рассказывает Геня Леницки.
Сначала Антонина попала в рабство к немецкому байеру, терпела побои и издевательства. Потом отправили в город Бунцлау. Здесь был трудовой лагерь. Женщина работала на подземном авиационном заводе. Тут и поняла, что носит ребёнка под сердцем. Геня родилась в 1944-м году.
«Когда я родилась, маме нужно было меня кормить. А там была одна то ли польская, то ли французская певица, которая немцам пела, и они ей давали лучше пайки. И она помогала маме. Мама рассказывала: «Тебе тряпочку в рот положим, а ты молчишь. Я тебя закутаю в тряпки и кладу на снаряды, а немцы не видели», – вспоминает Геня Евгеньевна.
Долго скрывать ребёнка не получилось. Но произошло первое чудо – фашисты оставили девочку в живых. И даже выдали свидетельство о рождении на немецком языке. На нём – печать с нацистской свастикой и орлом.
Город Бунцлау был освобождён 12 февраля 1945 года. Перед этим фашисты заметали следы. Геня Леницки вспоминает: «Всех узников вывели во двор и начали расстреливать. Маме в голову попала пуля, сначала подумали, что она мертва. А на меня упала какая-то женщина, закрыв собой. Когда уже лагерь освободили, маме сделали операцию – трепанацию черепа, чтобы удалить пулю. Так она потом и дожила до 92 лет без трети черепа. То, что она выжила, – это невероятно».
В те времена всех, кто был в плену, считали предателями родины. Поэтому после концлагеря семью направили в реабилитационный лагерь в Белоруссию. Здесь Антонину и нашёл муж. Тут же из Гени Леницки девочка превратилась в Елену Леницкую.
«Родители сделали мне ложные документы, будто бы я родилась в 1945-м году в городе Береза-Картузкая. Я всю жизнь жила и думала, что я 45-го года и родилась в Белоруссии. А потом, когда началась реабилитация, мама показала этот документ. Я была в шоке», – вспоминает Геня Леницки.
После Победы немецкий город Бунцлау перешёл к Польше. Сейчас он называется Болеславец. Уже в наше время Геня Леницки ездила туда по приглашению польской стороны.
«Я видела место, где стоял завод, где я родилась. Поляки меня хорошо встретили. Нас возили на кладбище, где захоронены советские солдаты, погибшие за небольшой город Бунцлау. Вы не можете себе даже представить, какие эмоции и ощущения, – стоишь и смотришь, и до горизонта – одни могилы. И везде – «неизвестный солдат». Кое-где встречалось имя и фамилия. И таких два кладбища было», – вспоминает узница концлагеря.
Миллионы погибли. А маленькая девочка выжила. Выжила, чтобы рассказать миру всю правду об ужасах той войны.